Кораника
Коран / 114 (последняя)

Коран / 114 (последняя)

Сура 114. ЛЮДИ (АН-НАС)

 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
«Нас» (люди), от которого происходит название суры, неоднократно проходит в суре, почему и остается на слуху…
Как уже отмечено, сура тематически совпадает с предыдущей сурой (113-ой), после которой она ниспослана. Потому их имеет смысл рассматривать вместе.
Ниспослана после суры 113 (Фаляк / Рассвет или Раздвоение). 6 аятов.
 
1. Скажи: «Прибегну я к Господу людей,
2. Властителю людей,
3. Богу людей, – 
4. от зла нашептывателя скрытого [1].
5. Он нашептывает во внутрь людей (в грудь или душу).
6. Он бывает из джиннов и людей [2]«.
 
И эта сура, как и предыдущая (113-ая), совпадает по сути в переводах, отличаясь лишь «местами» формой текста.
 
* Суры 113-114 (112-114)
 
Сура 113: 
1-2. Скажи: «Прибегну я к Господу разделения (раздвоения) (1) – от зла того, что создано им (2). 
3. От зла мрака (тьмы), когда он наступает (покрывает).
4. От зла сплетников (вносящих сплетни и интриги в отношения).
5. От зла завистника, когда он завидует».
 
1. Сура содержит единственную идею. Она о том, что защита от зла и всего худого – у Аллаха. Потому во всех этих случаях следует прибегать к его помощи и поддержки, искать защиту у него, надеяться на него. Одновременно это значит и то, что за пределами Аллаха рассчитывать не на что. Никакой помощи, поддержки и защиты там нет, потому все подобные усилия заведомо обречены на неудачу. А еще за это последует наказание…
В сура «Фатихе» (Открывающей), которую мусульмане произносят более сорока раз в день при пятикратном намазе, говорится так: «(Господь наш!) Только тебе поклоняемся мы и только тебя просим о помощи» (1/5). А еще Аллах говорит так: «Всякий, кто не признавая заблудших (не поклоняясь им), уверует в Аллаха, станет держаться за крепкую ручку. Она не оторвется никогда» (2/256). И еще: «(Аллах) сполна оплатит вознаграждение тех, кто, уверовав, содеял добрые дела. И даст им еще больше из своей милости. А тех, которые устранились (от службы) и возгордились (строили из себя некое величие) подвергнет горькому наказанию. И они, кроме Аллаха, не найдут для себя ни друга, ни помощника» (4/173)…
Итак, единственная идея суры состоит в том, что защита от всего злого и худого – она у Аллаха. И нигде в стороне или в другом месте ее уже нет!.. Одновременно Аллах характеризует себя как Господа разделения (раздвоения) или рассвета (в зависимости от трактования понятия «фаляк») (1).
 
2. Источник зла или худого (потерь, ошибок, заблуждений и т. д.) заключен в том, что создано Аллахом (2). К примеру, он говорит так: «…Кто отвернется и не уверует, Аллах подвергнет его самому большому наказанию» (88/23-24). Или: кто «уверует в Аллаха, станет держаться за крепкую ручку. Она не оторвется никогда» (2/256). Или: «Кто видит зикр (Коран) Милостивого мутным, того мы опутаем шайтаном (он окружит его со свех сторон, подобно тому, как скорлупа окружает яйцо). Он станет его другом. Те (шайтаны) сводят этих с пути, а они (люди) (всё) думают, что находятся на верном пути» (43/36-37)… Но позиция изменяется сразу, как только человек раскается и вернется на путь, уверует и станет совершать действия в согласии с Кораном. Аллах говорит так: «Но если он раскается, уверует и станет творить добрые дела, это – другое. Аллах заменяет плохое подобных (людей) на хорошее (доброе). Аллах простит, щедро вознаградит. Кто раскается, станет совершать добрые дела (действовать по-доброму), – он вернется к Аллаху с одобрением его раскаяния» (25/70-71).
Приведенные соображения позволяют понять смысл зла (худого) в кораническом смысле. А заодно с ним понять и смысл самого тезиса о том, что «источником зла или худого (потерь, ошибок, заблуждений и т. д.) заключен в том, что создано Аллахом»… Добро и зло являются связанными и относительными понятиями. Это так и в данном случае. В то же время само это отношение (добра и зла) в каждом конкретном случае имеет свою теоретическую платформу, некое мировоззрение. В данном случае такой платформой и мировоззрением является кораническое учение.
 
2.1. А раз так, то имеет смысл подчеркнуть еще одну особенность отношения добра и зла в его характеристике по Корану. Она связана с фундаментальной идеей Корана о двух мирах (этом и будущем) и пониманием «этого» мира как «мира испытаний» перед вхождением человека в мир будущий. Аллах говорит так:«Некоторые из людей служат Аллаху на пределах. Он (они) успокаивается, если обретает возможность. Но если на его голову сваливается некая трудность, он отворачивается. Такой утратит и мир, и ахирет (будущую жизнь). Вот это и есть совершенно откровенная потеря» (22/11). Или: «Мы проведем вас через тяжелый экзамен, испытав вас страхом, голодом, уменьшением в ваших товарах, (вашем) здоровье и вещах. Это неизбежно. Ты обрадуй этим терпеливых. Когда к ним приходит горе, они говорят так: «Мы, ведь, для Аллаха и, как бы там ни было, вернемся к нему». Они несут на себе совершенство и благородие, данные им Аллахом. Вот они и есть пришедшие на путь» (2/155-157)… Эти аяты имеют исключительно важное значение для темы. Потери на пути Аллаха являются, как выясняется, неизбежными. С ними Аллах проверяет человека «на прочность веры». Остается ли он благодарным и поклоняющимся или перейдет в разряд усомнившихся, отвернувшихся и отрицающих…
 
2.2. Приведенные соображения возвращают нас к теме и позволяют со своей стороны понять тезис о том, что «источник зла или худого (потерь, ошибок, заблуждений и т. д.) заключен в том, что создано Аллахом (113/2). А если источник зла (худого) имеет указанный источник, то есть происходит от вещей (и явлений), созданных Аллахом, то это значит, что и спасение от него – этого зла (худого) – надо искать у Него. Это и значит «прибегнуть к Аллаху от зла (худого)». А этот тезис проходит во всех последних трех сурах (112-114): 112/2, 113/1, 114/1. В свою очередь, это связывает указанные аяты между собой. А еще их связывает общая тема. Она описывает Аллах и зло от созданного Им (созданных им вещей (явлений)…
 
3. Выражение «зло от созданного Им (созданных им вещей (явлений)», – уже по то тому, как оно характеризуется в рассматриваемых сурах и в Коране в целом (как на это обращено внимание чуть выше), – можно рассматривать еще и как относительно самостоятельную категорию… Зло происходит от вещей (явлений), сами которые происходят от Аллаха, созданы Им. Если теперь «опустить зло», – в вещах, созданных Аллахом, есть не только зло, но и польза, – и остановиться на самих вещах (явлениях), то формулируется тезис о том,что «они созданы Аллахом». Что и требовалось доказать!.. И доказывает это Аллах на протяжении всего Корана. Начиная уже «с открывающей страницы». Страницы-суры: «Хвала Аллаху – Господу миров!» (1/2)…
Категория «вещи» понимается и используется в Коране как философская [3]. Ею характеризуются и конкретные вещи, явления, процессы, отношения и т. д., и интегральные (массовые) – люди, общество, исторический процесс (в том числе и в примерах или извлечениях или фрагментах из него), мир и миры. А еще Аллах пользуется местоимением «что», говоря о ложных, бессильных и мифических богах языческого сознания. «Что» – это опять же «вещь»! Но теперь «со знаком осуждения». – «Скажи, смотрите, что (курсив наш. – Р.О.) вы призываете из близкого окружения Аллаха. Покажите мне что есть (есть ли что-либо) из созданного ими на земле. Может у них есть доля в небесах?..» (46/4). – Широта понятия «вещь» позволяет пользоваться им «до Аллаха». Разумеется, с его позволения и в его редакции. А он говорит так: «Не призывай другого бога вместе с Аллахом. Кроме него бога нет. Всё исчезнет (все вещи исчезнут. – Р.О.), только Лик (образ) его останется. Власть принадлежит ему (одному) и к нему вы будете возвращены» (28/88)…
 
4. Итак, когда Аллах говорит так, что «зло происходит от созданного Им (созданных им вещей, процессов и явлений)», то это значит, что всё, созданное Аллахом, потенциально является опасным для человека, поскольку может быть направлено «во зло» или во вред ему. В таком случае остается искать то, что принадлежало бы «вещам» и не принадлежало бы Аллаху, не было бы создано им… Так мышление входит в тупик и ложную альтернативу. Поскольку всё в мире создано Аллахом! Иначе сам тезис о том, что «зло происходит от созданного Им (созданных им вещей, процессов и явлений)», теряет смысл… Если бы в мире существовало бы еще и нечто такое, что «не создано Аллахом», то зла, от вещей, созданных Аллахом, можно было бы избежать, прибегнув к вещам, которые «не созданы им». Но в приведенных сурах и Коране в целом со всей настойчивостью проводится мысль о том, что за пределами созданного Аллахом в мире ничего другого больше нет!.. Всё это в итоге и подводит к мысли о том, что тезис – «зло происходит от созданного Им» – делается возможным как глобальный только при условии, когда принимается другой тезис. А именно тезис о том, что «всё в мире создано Аллахом».
Потому остается только подчеркнуть, что тезисом «зло происходит от созданного Им» на деле высказывается положение о том, что «всё в мире создано Им, Аллахом». Иначе у тезиса не остается никакого смысла! И не может быть реализовано положение о том, что «всё в мире создано Им, Аллахом». Появляется еще один, простите, бог. Нарушается фундаментальный принцип веры от Аллаха – принцип единобожия… Так один неверно понятый тезис может перевернуть всё в Учении…
 
5. Зло не имеет никакого смысла без своей противоположности – добра. А вещи, рассматриваемые сами по себе, не могут принести человеку ни зла, ни добра. По этой причине одна и та же вещь может принести ему и зло, и добро…
Вещи делаются способными «на что-то» по отношению к человеку не сами по себе, а когда входят в человечксие отношения и становяся орудиями в руках людей. И в отношении Аллаха к человеку это тоже так. Одна и та же вещь в руках Аллаха или созданная им, может принести человеку и благо, и потерю. И даже разрушение. Всё зависит от того, как человек относится к Аллаху и его Учению. Если принимает, благодарит и возвышает – это одно. Если занимает некую другую позицию – это совсем другое… «Уважайте меня, – говорит Аллах, – буду уважать вас!». Точнее: «В таком случае вы поминайте меня (помните обо мне) и я буду поминать вас (помнить о вас). Будьте благодарными мне. Ни в какой форме (никаким образом) не будьте неблагодарными!» (2/152)…
 
6. Итак, вещи и явления, созданные Аллахом, могут быть и во благо человеку, и в ущерб ему. Это – общее положение, конкретизируется в суре перечислением различных форм зла (худого). Из них Аллах указывает в данном случае на следующие три: зло мрака (тьмы) (3-й аят), зло сплетника (интригана) (4-й) и зло завистника (5-й).
 
7. Если всё этот сформулировать по сути, то и получится… сама сура (!). До того она кратка и лаконична! Она просто афористична! А еще и обогащена образами «исполнения зла» (в аятах 3-5).
 
8. С учетом этого логическую характеритику суры можно сформулировать, скажем, так:
1. Защиту от зла и всего худого в мире следует искать у Аллаха. Ни в ком другом ее нет, как нет ее и нигде в другом месте.
1.1. Указывая на себя, Аллах одновременно и представляет (характеризует) себя. В данном случае он называет себя «Господом разделения (раздвоения) или рассвета» (по трактованию понятия «фаляк»).
2. Зло и худое, от которого рекомедуется защищаться Аллахом, создано всем тем, что, простите, создано Аллахом (!)… Это тем более естественно, что всё в мире вообще создано им, включая сюда и самого человека.
2.1. У положения о том, что «зло происходит от созданного Им», есть и другие аспекты. Они ведут «до самого дня» или «до фундамента» Учения. Потому они могут повлиять на мировоззрение, если «не сладить» с ними по Учению. Они могут даже склонить «к еще одному богу» (более подробно о них говорится выше).   
3. Зло (худое) многолико, многообразно. В данном случае о нем говорится в таких его видах (формах), как зло мрака (тьмы), зло сплетника (интригана) и зло завистника.
За этим и следует 114-ая, последняя, сура…
 
Сура 114 (повторим):
1. Скажи: «Прибегну я к Господу людей,
2. Властителю людей,
3. Богу людей, – 
4. от зла нашептываля скрытого.
5. Он нашептывает во внутрь людей (в грудь или душу).
6. Он бывает из джиннов и людей».
 
К этой суре тоже могут быть приложены соображения, высказанные (по части методологии) по отношению к суре 113. Мы опустим их и перейдем прямо к вопросу о логическом содержании суры (114). Но приведем их на платформе логического содержания суры 113, как ее развитие и дополнение.
 
Итак, тема продолжается. Защиту от зла и всего худого в мире следует искать у Аллаха. Аллах называет себя «Господом разделения (раздвоения) или рассвета» (по трактованию понятия «фаляк») (113). А теперь он называет себя Господом людей, Властителем людей, Богом людей (114/1-3).
Если учесть это на почве суры 113, то получим формулу (схему) (она представляет собой содержание сур 113 и 114 по данным пунктам) (1*):
(1*)
1. Защиту от зла и всего худого в мире следует искать у Аллаха.
2. Аллах – это Господь разделения (раздвоения) (рассвета)». Он же Господь людей, Властитель людей, Бог людей.
 
Продолжим
 
В суре (113) подчеркивается, что зло идет (происходит) от того, что создано Аллахом (113/2).
Введем этот момент в схему. И получим новый пункт (3-ий) (2*):
(2*)
1. Защиту от зла и всего худого в мире следует искать у Аллаха.
2. Аллах – это Господь разделения (раздвоения) (рассвета)». Он же Господь людей, Властитель людей, Бог людей.
3. А зло (худое) происходит от того, что создано Аллахом.
 
Зло (худое) перечисляется в суре 113-ой «в трех» категориях: как зло мрака (тьмы), зло сплетника (интригана) и зло завистника. Введем его в схему. Получим новый пункт (4-ый) (3*):
(3*)
1. Защиту от зла и всего худого в мире следует искать у Аллаха.
2. Аллах – это Господь разделения (раздвоения) (рассвета)». Он же Господь людей, Властитель людей, Бог людей.
3. А зло (худое) происходит от того, что создано Аллахом.
4. Это зло (худое) имеет следующие, к примеру, виды (формы): зло мрака (тьмы), зло сплетника (интригана) и зло завистника.
 
Но есть еще и «зло (худое) 114-ой суры» (114/4-6). Учтем и его (пункт 5) (4*):
(4*)
1. Защиту от зла и всего худого в мире следует искать у Аллаха.
2. Аллах – это Господь разделения (раздвоения) (рассвета)». Он же Господь людей, Властитель людей, Бог людей.
3. А зло (худое) происходит от того, что создано Аллахом.
4. Это зло (худое) имеет следующие, к примеру, виды (формы): зло мрака (тьмы), зло сплетника (интригана) и зло завистника.
4.1. А есть еще зло (худое) от нашептывателя. Это – от шайтана. Он нашептывает скрытно. На душу… Он бывает из джиннов и людей.
 
Суры 112-114
 
Таковы суры 113-ая и 114-ая, рассматриваемые в единстве. Остается взять их теперь в единстве с сурой 112-ой. Это тем более оправданно и естественно, что в ней Аллах (1) представляет себя, как и в сурах 113-114. (2) Из четырех строк сура одна содержит указание на то, что защиту надо искать у Аллаха, что «Он является единственным прибежищем для всего (всех)» (112/2). (3) А еще эти три суры (112-114) следуют «друг за дружкой» в ряду коранических сур.
Итак, суры от 112-ой до 114-ой, связаны темой, последовательностью и развитием идей. В принципе, идея у них одна – единый Бог Аллах как единое прибежище от зла… Эта идея развивается и дополняется от суры к суре. Потому их и следует рассматривать в единстве и последовательности. Речь идет о логической последовательности и системности их осмысления и анализа…
 
Подчеркнем еще раз момент «о единственном прибежище», о том, что прибежище от зла (худого) – всегда у Аллаха. И только у Него одного!.. Можно сказать даже так, что этим прибежищем является Он сам… Прибежище есть одновременно и защита
Итак:
– «Он является единственным прибежищем для всего (всех)» (112/2);
– «Прибегну я к Господу разделения (раздвоения) (рассвета) (113/1);
– «Прибегну я к Господу людей» (114/1).
Как кажется, всё это является достаточным основанием для того, чтобы рассматривать эти три суры (112-114) вместе, точнее, в единстве.
 
Напомним 112-ю:
1. Скажи: «Бог наш – Аллах, один, единственный (один-единственный).
2. Он является единственным прибежищем для всего (всех).
3. Не является Он ни отцом, ни потомком.
4. Нет ничего равного ему».
 
Повторим схему (4*) ( на ней мы остановились):
(4*)
1. Защиту от зла и всего худого в мире следует искать у Аллаха.
2. Аллах – это Господь разделения (раздвоения) (рассвета)». Он же Господь людей, Властитель людей, Бог людей.
3. А зло (худое) происходит от того, что создано Аллахом.
4. Это зло (худое) имеет следующие, к примеру, виды (формы): зло мрака (тьмы), зло сплетника (интригана) и зло завистника.
4.1. А есть еще зло (худое) от нашептывателя. Это – от шайтана. Он нашептывает скрытно. На душу… Он бывает из джиннов и людей.
                                
А теперь введем в нее положения суры 112-ой.
Подчеркнем, что и в этот раз, как и во все прошлые (разы), в схему вводится только новое содержание. Повторяющееся не вводится. А идея поиска защиты у Аллаха является, как отмечено, общей для всех трех сур (112-114)…
С учетом это схема примет вид (5*):
(5*) (итоговая)
1. Защиту от зла и всего худого в мире следует искать у Аллаха.
2. Аллах – один, единственный (один-единственный) (а потому и единый, один «на всех»).
2. 1. Не является Он ни отцом, ни потомком.
2.2. Нет ничего равного ему.
2.3. Он – Господь разделения (раздвоения) (рассвета)».
2.4. Он же и Господь людей, Властитель людей, Бог людей.
3. А зло (худое) происходит от того, что создано Аллахом.
4. Это зло (худое) имеет следующие, к примеру, виды (формы): зло мрака (тьмы), зло сплетника (интригана) и зло завистника.
4.1. А есть еще зло (худое) от нашептывателя. Это – от шайтана. Он нашептывает скрытно. На душу… Он бывает из джиннов и людей.
 
…Остается поздравить того, кто дочитал всё это и, разумеется, понял, что здесь к чему…
 
…Тематическая подборка сур и аятов или иллюстрирование ими некой темы (проблемы) или ее анализ на почве этих сур и аятов – всё это является, так сказать, делом хорошо известным и широко практикуемым в методологии коранических исследований. Но рассмотрение сур и аятов в приведенной нами познавательной технологии (методологии) является делом совершенно новым. Остается надеяться, что у него будет продолжение…
Еще раз подчеркнем, что оригинальный Коран не может быть заменен никаким «логизированием» или теоретизированием о нем и «по его поводу». Но и у теории есть здесь свое место. И даже очень высокое. Потому те, кто принижают ее, обкрадывают самих же себя…
Если не смешивать между собой эти углы зрения на Коран, то научное исследование, неотрывное от «логизирования» и «теоретизирования», – с его схемами, формулами, идеализированием, моделями и прочей «экзотикой» (средствами и атрибутами), – может стать важной посылкой его адекватного понимания и практикования…
 
 
 
  

 

 

 

 


[1] Нашептывателя, действующего скрытно, исподтишка, вероломно, коварно, обманом, путем введения в заблуждение, усыпляя и т. д. Речь идет о шайтане (Р.О.). 
[2] См. сюда также: 6/112.
[3] Это начинает осознаваться в коранических исследованиях последних лет.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.