Кораника
Коран / 112

Коран / 112

Сура 112. ОЧИЩЕНИЕ (ВЕРЫ) (АЛЬ-ИХЛАС)

 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Ихлас (в данном случае) – чистота веры, ее очищение от всего несвойственного для нее, представление ее в присущей ей чистоте [1]. В суре эта мысль формулируется идеей (принципом) единого Аллаха, достаточного для себя и всего остального. То есть чистота веры в данном случае достигается признанием единого Аллаха. Это – фундаментальный принцип новой веры. Он продолжает линию единобожия, развиваемую Всевышним Аллахом на протяжении всей истории человечества.
Сура имеет и ряд других названий, связанных с ее идеей (принципом, темой).
Ниспослана в Мекке после суры 114 (Нас / Люди). 4 аята.
 
1. Скажи: "Бог наш [2] – Аллах, один, единственный (один-единственный).
2. Он является единственным прибежищем для всего (всех) [3].
3. Не является Он ни отцом, ни потомком.
4. Нет ничего равного ему" [4].
 
* 112. Версии (Р.О.)
 
Х. Караман и др.:
"1, 2, 3, 4. Скажи: Этот Аллах – один (единый). Аллах – самед. Не родил он и не был рожден. И нет ничего равного ему" (цит. пер. Корана, 112);
И.Ю. Крачковский:
"1. Скажи: "Он – Аллах – един,
2. Аллах, вечный;
3. не родил и не был рожден,
4. и не был Ему равным ни один!";
– А.Ю. Али:
"1. Скажи 6296: "Он – Аллах Единый 6297,
2. Аллах Самодостаточный 6298.
3. Он не родил и не был рожден 6299,
4. и нет никого равного Ему 6300" (цит. пер. Корана, 112).
 
Примечание
 
1. То, что переведено как "самодостаточный" (аят 2), в Коране проходит как самад. Указывая на трудность его перевода, автор предлагает использовать для передачи его смысла два понятия: "вечный" и "абсолютный" (см. прим. 6298). "Последнее подразумевает, что 1) абсолютное, неограниченное никакими рамками существование может быть присуще только Ему, все другие формы жизни услолвны и преходящи; 2) Он ни от кого и ни от чего независим, но все люди или окружающие предметы и явления зависят от Него" (там же).
2. Самад (самед) (в арабском) [5].
Муфредат (Словарь по Корану).
Самад: (1) тот, кто участвует в данном деле в качестве лица, к которому следует обращаться (подразумевается глава или руководитель. – Р.О.); (2) лицо, к которому обращаются за чем-либо (по какому-либо вопросу) (и от которого зависит его решение или принятие решения по его поводу. – Р.О.)…
Мухтар ас-Сихах (Словарь арабского языка).
Самад: господин, глава и руководитель, ведущее (полномочное или должностное. – Р.О.) лицо. Имеется в виду лицо, к которому следует обращаться в необходимом случае.
Ал-Айн (Словарь арабского языка).
Самад: глава рода (племени), тот, над которым нет ступени, стоящей над ним. Без него, его решения, ничего невозможно сделать [6].
Как можно видеть, "самад" понимается как "высшая инстанция" (лицо, ступень, организация и т. д.), без решения которой нельзя ничего сделать в ее сфере или решение которой является необходимым и достаточным условием для действий в ее сфере. В суре (112) такой высшей инстанцией является Аллах. А так как Аллах имеет сферой своего действия "весь мир", то и получается так, что Аллах являетс высшей инстанцией в мире или является такой инстанцией для всего в мире…
 
Приведенные примеры текста и толкования суры близки друг к другу и не создают проблем в понимании. Отдельные различия касаются, скорее, литературной формы, нежели сущностного смысла. Можно только обратить внимание на "особую" позицию понятия "самед" (аят 2). В приводимых примерах оно характеризуется как:
– единственное прибежище для всего (всех) (А. Байиндир),
– самед (Х. Караман и др.) (то есть понятие не переводится, а остается в своем оригинальном написании),
– вечный (И.Ю. Крачковский, М.-Н.О. Османов) (извечный. – В. Порохова),
– самодостаточный (Э. Кулиев, А.Ю. Али)…
В запасе остаются и другие значения понятия (самад)…
 
Третий аят переводится по тексту двояко, а по смыслу – одинаково:
– "Не является Он ни отцом, ни потомком" (А. Байиндир),
– "Не родил он и не был рожден" (в других случаях)…
 
Итак, "с четырьмя строками" "разобрались"! Что еще?! Еще… Коран!.. От начала и до конца!.. Строки ведут к нему и становятся понятными в его сфере, простирающеся "от земли до небес"…
Что касается Аллаха, то он не только описывает себя в Коране, но и представляет себя им и в нем. И говорит так, что Аллах – это тот, кто дал Коран. И уже из Корана выясняется, что тот, кто дал Коран, дал людям и всё остальное. А еще и мир покорил своим величием и всесилием…
Вот что значит "понять" "четыре строки" Корана!..
 
Это заключение возвращает нас к суре и настаивает на том, чтобы вновь оценить ее смысл как очищения (ихласа). От чего предлагается очиститься?.. От всего того, что не согласуется "с четырьмя строками". С ними непосредственно, а через них – уже со всем Кораном…
Чистота веры начинается с признания единого Бога Аллаха, благодарности и поклонения ему. Затем она рапространяется на всю сферу веры, по всему ее полю. И не остается уже в ней ничего из того, что было бы в Книге и было бы не по ней… Ни "пятнышка" отступления! Вот это и есть "чистота веры"!.. Очистившийся до нее и есть очистившийся в вере…
 
Таковы эти четыре аята! Об Аллахе и Коране. И в частности, и вообще…
 
 

 

 

 


[1] İhlas (ихлас): 1) искренность, откровенность, чистосердечие; 2)… мус. "чистое исповедание" (название 112-й суры Корана); 3) чистая любовь, искренняя привязанность (Турецко-русский словарь. 48000 слов. М., "Русский язык", 1977) (Р.О.).  
[2] Выражение هُو говорит о том, что речь идет о Боге, который имеется в сознании у людей. "Ваш Бог является одним-единственным Богом. Кроме него другого бога нет. Он – Рахман, Рахим (Милостивый, Милосердный)" (2/163).
[3] "Пребывающие на небесах и на земле просят у Него" (55/29).
[4] См. ниже: * 112. Версии (Р.О.).
[5] В подготовке материала и его переводе с арабского участвовал X. Оздаш.
[6] Оригинальные тексты словарей:
Муфредат:
مفردات ألفاظ القرآن: العلامة الراغب الأسفهاني توفي حدود 425 هجري.
Мухтар эс-Сихах:
مختار الصحاح : زين الدين الرازي.
Ал-Айн:
الكتاب : العين المؤلف : الخليل بن أحمد.

 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.