Кораника
СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96)

СУРА СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК) (96)

Сура 96. СГУСТОК (АЛЬ-АЛЯК)

Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Свое название сура берет из второго аята, в котором говорится о сотворении человека «из сгустка» (сгусток: алак или алака, аляк или аляка). В первом аяте говорится: «Читай!» Потому суру называют еще и «Икра» (Читай!).
Первые пять аятов суры являются первым ниспосланием или первыми ниспосланными аятами. С них и начинается ниспослание, а заодно с ним – и посланническая миссия Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует).
История такова. Находясь в уединении в пещере «Xира» (неподалеку от Мекки), Мухаммед услышал голос: «Читай!». «Я не могу читать!», – ответил он. «Читай!», – повторил голос. «Я не могу читать!», – повторил Мухаммед. И тогда голос прочел ему первые пять аятов суры…
После этого наступил некоторый перерыв в ниспосланиях. Следующим ниспосланием стала сура 74 (Муддассир / Завернувшийся). 19 аятов.
 
1. Читай [1], [2] во имя Господа твоего! Создающий (творящий) – Он [3]!
2. Он создал (сотворил) человека из алаки (сгустка крови) [4].
3. Читай! Господь твой бесконечно щедрый.
4. (Он) научил (человека) пером (ручкой) [5], [6].
5. Научил человека тому, чего он не знал [7] (…).
6-7. Нет, нет!.. Человек входит в заблуждение (всегда) (6), когда видит себя достаточным (7) [8].
8. Но в итоге он будет возвращен к Господу твоему.
9-10. Видел ли ты того, кто препятствует (9) служителю (Аллаха) в его поклонении (молитве и пр.) (становится преградой ему) (10) [9], [10], [11]?
11. Видишь ли, а если этот поклоняющийся служитель был на верном пути [12]?
12. Или просил помощи у Аллаха в том, чтобы отвратиться [13]?
13. Еще, видишь ли… А если тот, кто против поклонения, говорит неправду и отворачивается [14]?
14. Разве этот человек не знает, что Аллах постоянно видит его (?..)?
15-16.  Нет, нет!.. Если не отвратится, мы схватим его за хохол (чуб) (15), за этот лживый, грешный хохол (чуб) (16) (!..) [15]!
17. Пусть теперь он (идет и) зовет своих сторонников (людей).
18. Мы тоже позовем своих зебани [16] (…).
19. Нет, нет!.. Не повинуйся ему! Пади ниц и приближайся к Аллаху (!..)!
 
 * Аяты 96/1, 3-5. Читать и писать (Р.О.)

Слово «калям» (проходящее в аяте) может быть переведено (осмыслено) с двух точек зрений: (1) как пишущее средство вообще и (2) как конкретное пишущее средство. В последнем случае, как это понятно, имеется в виду пишущее средство, используемое в конкретных социальных и исторических условиях (скажем, гусиное перо в пушкинскую эпоху), или для решения конкретных задач (текстовых, графических, живописных)… А.Ю. Али, к примеру, переводит «калям» как «письменную трость», (см. цит. пер. Корана, сура 68), подчеркивая этим историческую особенность пишущего средства эпохи ниспослания Корана [17]. В наше время в разряд пишущих средств следует относить и компьютерную технику. Мы пишем с помощью клавиатуры, а принтер перепечатывает это на бумагу…

Как уже отмечено, пишущее средство и характер письма могут изменяться в силу исторических и социальных условий, а также с учетом решаемой задачи. Но неизменным остается сам принцип – обучать письмом. И этот принцип входит в тело всей культуры. Вся она состоит из того, что есть следствие письма или создано письмом. Если даже речь идет о материальных ее формах! Ведь прежде чем создать их, человеку пришлось подумать и воспроизвести свою мысль в форме (формах) письма. Уже после этого стала возможной ее реализация как некой материальной вещи… Таким образом, вещь является материализацией мысли, сама которая вначале существует как «письмо» (текст, графика, рисунок, чертеж и т. д.). Мысль представляет вещь как духовный продукт, письмо делает возможным его фиксацию вне его собственной сферы. Оно выносит мысль во вне и «наносит» его на требуемое основание. И уже после этого уже она становится объектом для производства и средством для коммуникации. Одновременно с этим создается духовная культура и культура вообще. И этим, как кажется, о письме сказано всё! Переход от мышления и мыслимых им форм предмета и человеческих отношений невозможен без письма. Сегодня это условие является совершенно всеобщим и универсальным требованием к обществу, кульутре и человеку.

 А еще письмо позволяет зафиксировать явление (событие) в общественной памяти, что позволяет сохранить его во времени и перенести в будущее, передать грядущим поколениям… По единодушному признанию самой большой утратой для человека (человечества), – скажем, в случае войны, некой космической катастрофы и т. д. – может стать утрата им библиотек – хранилищ письменной культуры. В таком случае всё придется начинать сначала. Прямо с каменного века!..
Потому все богатства мира не стоят ничего перед «одним письменным Словом». Их можно потерять «в мгновенье ока». А Слово «в письме» сопротивляется этому. Оно воспроизводит себя и умножает. Ни камень, ни железо неспособны на это. И против времени они тоже не могут устоять. И в этом побеждает Слово! Написанное или письменное!.. Устным распоряжается ветер!.. Так много силы в письменной мысли! Преклонимся перед ней!..
 
Потому когда Аллах говорит, что Он научил человека письмом или благодаря письму, – научив его, естественно, сначала самому этому письму, – то в этом есть великий смысл заключения всей культуры в ее духовную оболочку, а ее самой – в оболочку письменной культуры… Образование «научает письму». А его дальнейшее использование открывает перед человеком «весь остальной мир». Создает всё, что мы называем таким кратким, но «бесконечным» словом, как культура
 
Человека принято характеризовать как человека разумного, а разумного – как деятельностного и созидательного (содеющего). Эта его способность основана на его способности к труду, развивающуюся в обществе в способность производства. Этого оказывается достаточным, чтобы выйти на уровень надприродного или социального, социального-исторического или культурного бытия. И если теперь начать систематизировать это бытие по факторам, поддерживающим его и ведущим к нему, то можно начать с разума. Это тем важно, что Всевышний указывает на разум (дух) как на то, что является у него или для него средством… А несущая его плоть способна быть машиной, преобразующей волю и продукт мышления в акт человеческой деятельности – от производства до всех последующих социальных форм… И всё здесь начинается с того, что человек говорит об этом. Остается записать… Рождается письменное Слово. И начинается исторический прогресс…
Всё созданное в нем есть изначально нечто надприродное. Оно есть результат собственных усилий человека, которого нет в мире вокруг него как сфере природного бытия. Потому всё оно есть и продукт культуры, и сама она как таковая одновременно. Это приводит к необходимости и соответствующего осмысления всех звеньев этой цепи.
И тут вновь можно подчеркнуть, что человек разумный является на деле человеком деятельностным и производительным. А одновременно и человеком коммуникационным. Отсюда он и прокладывает себе путь к человеку культуры (культурному)… Но прежде чем дойти до культуры, пройти путь из начала в конец, человек, как выясняется, нуждается в целом ряде дополнительных средств. И он создает их на той почве, на которой он находит себя и свои способности. Мышление в форме речи он развивает от речи устной до речи письменной. Всего лишь!.. «Всего лишь» потому, что это кажется чем-то само собой разумеющимся и даже естественным, что не нуждается «в рекламе» и даже в подчеркивании того, что «оно есть»… И тут человек теряет! Теряет, не обретя толком. И эта потеря проходит через всю историю письменной культуры. Она характерна и для всей нашей современности. И связана она с недооценкой письма… До тех пор, пока будем недооценивать, будем терять…
Раздвоение речи на письменную и устную, если даже вначале оно может показаться чем-то «незначительным», то потом всё равно обнаружит свою действительную силу… Представим себе, что было бы, если бы письменности не было, а знание пришлось брать не из книг, а прямо из речи, воспринимая ее саму на слух. Оно бы держалось в памяти и уже оттуда мы бы «доставали» его для пользования… Может ли кто представить себе такую систему функционирования знания в обществе?! А если не может, то… «Непредставимое» отделяет от «представимого» целая пропасть!..
Итак, человек разумный, задаваясь стремлением движения в жизнь и прогресс, начинает со своей способности к труду, переводя ее в способность производства общественного человека. Этим намечается генеральная линия его поступательного развития. И тут обнаруживается недостаточность одних «основных средств» и необходимость целого ряда дополнительных. В их числе значится и такое, как средство фиксирования речи. Появляется письмо или письменность… Формально письмо выглядит как «дополнение» к устной речи. Но по существу это – нечто совершенно исключительное и грандиозное! Нечто небывалое в истори и просто уникалное! Ничего подобного человеком не было создано ни до, ни после! Хотя и было создано много необычного и тоже уникального… Потому на свете нет и ничего более высокого и ценного, чем письмо (письменность)!.. Кто не знал, пусть знает! А кто приуменьшал, пусть исправится!..
…Мысль сочиняется в своей сфере. Если она пожелает выйти во вне в форме устной речи, то это и «ненадежно», и «непродолжительно». Она может с легкость деформироваться, затеряться или забыться. Но если она станет письменной речью, то для нее не останется пределов ни в чем. Она станет устойчивой, продолженной и бессмертной… Такая, вот, пропасть!..
 
Так появляется «человек с пером». Пишет и завоевывает!.. Некоторым удается завоевать и мир, и время – от настоящего к будущему… А перья меняются. У каждого времени оно свое. Мы, к примеру, пишем компьютерным пером. А были, ведь, времена пера гусиного… И создали они такое, что «ни словом не сказать, ни пером не описать»… Потому если кому писать вдруг станет нечем, – мало ли что может обрушиться на голову! – пусть вспомнит старые добрые времена. И пишет себе в здравие. Может и впишет что-то в историю… А если говорить одним словом, то только «до первого ветра». Так что лучше писать «гусем», чем вообще не писать…
 
Итак, человек разумный – человек говорящий, пишущий и читающий. Наконец – не выпускающий пера из рук… В том числе и ради самого пера… Это и есть герой нашего времени… А может даже и никакой не герой! А просто обыкновенный человек!.. Разве может быть героем тот, у которого всё «каждодневно и по обыкновению». И с пером это так. Если все «пишут», то и тебе деться некуда. Будешь писать! И по правилам!.. Как надо! А не как придется!.. Потому и перо всегда при тебе. Ладное и смазанное. В рабочем положении. При исполнении…
А в коробке оно бывает только у Особых персон. Тогда оно золотое с бриллиантовой отделкой. Играет цветом от каждого лучика… Не для работы, ведь. И не на каждый день!.. Открыл коробку и наступил праздник. Праздник пера!.. В его честь и расписался… Поза вошла в историю… Но бывают и трудности. Предлагают поставить визу… Мы их раскусили. Опять затеяли возню. Хотят вырвать из рук… А для начала предлагают найти на бумаге, простите, верхний левый угол… Вроде бы для визы! А у самих что на уме?.. И чтобы верхний был, и чтобы левый!.. Такая, вот, игра!.. Как будто мы из греков!.. Или сами умеют делать три вещи, что нас заставляют делать две… То же, мне, цезари!..
Если исключить «перодержателей» как «перодержавцев», то все остальные уже «люди пишущие». Потому и человека понимают как читающего и пишущего. Если, разумеется, он – человек разумный
 
При теме нельзя не подчеркнуть роль письменности в русской культуре. В СССР она служила фактором духовного обогащения и развития советских народов. В наше время о ней говорят с акцентом на славянских народах. В этом есть, разумеется, свой смысл. Но есть и известная утрата. Чтобы противостоять ей, имело бы смысл смотреть на русскую письменность не только «узко» – как на «славянскую, но и «широко» – как на общечеловеческое завоевание и благо. Тогда было бы легко понять и мысль о том, что русский язык и русская письменность могли бы стать одним из условий и предпосылок разрешения проблем и противоречий современного мирового исторического процесса, ответом на его запросы, фактором и средством удовлетворения его потребностей…
 
«Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал все славянские народы бережно хранить духовные ценности, данные им святыми Кириллом и Мефодием вместе с письменностью. «Дай Бог, чтобы сила ценностей, которые вошли в народную плоть и кровь через письменность, всегда оставалась бы тем духовным богатством и основанием, на котором должна строиться жизнь нашего многонационального народа», — сказал патриарх.
В свою очередь режиссер Никита Михалков в своем выступлении отметил, что сегодня «очень много можно услышать слов про духовность, но, к сожалению, часто за ними не стоит ничего». «Но из 32 букв, подаренных нам великими святыми, сложились и русский дух, и язык, литература, великая философия. И мы не имеем права осквернять этот язык беспамятством», –  подчеркнул Н.Михалков (Славянские народы должны беречь единство своей цивилизации – патриарх Кирилл. – Рамблер.Ру. 24.05.2009. http://www.interfax.com.ua/rus/main/14375/).
Эти идеи, как и сама история, со своей стороны свидетельствуют о том, что русская письменность и русская культура несут в себе великую силу. И, по меньшей мере, было бы неразумно ограничивать ее. Ей надо предложить океанические просторы. И тогда она задует «в паруса» истории. И понесет ее к извечной мечте – всеобщему благу…
Вот это и будет истинным продолжением дела Кирилла и Мефодия. Не говоря уже о том, что оно будет и делом, в высшей степени богоугодным. Всевышний призывает людей к сотрудничеству в общих интересах, на разделяемых и поддерживаемых им идеях и позициях…

* Аяты 96/1-5 (продолж.) (Р.О.)
Повторим:
«1. Читай во имя Господа твоего! Создающий (творящий) – Он!
2. Он создал (сотворил) человека из алаки (сгустка крови).
3. Читай! Господь твой бесконечно щедрый.
4. (Он) научил (человека) пером (ручкой).
5. Научил человека тому, чего он не знал».
 
Первые 5 аятов из более чем шести тысяч, ниспосланных Аллахом Посланнику. И что в них?
В них – фундаментальные принципы Учения:
– Аллах представляется как Господь человека (1),
– Аллах представляется как создающий (творящий) (1),
– подчеркивается, что создающий (творящий) – это Он (1),
– Аллах представляется как бесконечно щедрый (3). Это отольется в выражение «о милостивом и милосердном Аллахе» в формуле: «Во имя Милостивого и Милосердного Аллаха» или «Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего» (А. Байиндир),
– Аллах представляется как создатель человека (2),
– Аллах называет одну из начальных стадий в этом создании (или в развитии эмбриона) – стадию алаки или прилипшего к стенке детородного органа женщины эмбриона (2),
– Аллах «научил человека тому, чего он не знал» (5). А поскольку человек начинает «с чистого листа», выходит, что Аллах научил его всему. Это заключение подтверждается и последующим содержанием Корана,
– учил и научил Аллах человека пером (ручкой) (4),
– а если пером, то значит – текстом… Перо рождает текст, а текст – книгу… Потому Аллах и говорит «читай!». И делает это дважды в 5-ти строках (1, 3). И даже начинает с этого: «1. Читай во имя Господа твоего!» (1).
Во имя Господа свого Мухаммед (да благослвоит его Аллах и приветствует) теперь будет читать Его Книгу – Коран… Читать и для себя, и для людей! Чтобы быть посланником, оставаясь человеком… Ни одному посланнику Аллах не дал права корыстного использования посланничества. И все они знали об этом. И следовали этому условию. Условию-предписанию или условию-ограничению. И доказали это своими делами. А Посланника Мухаммеда Аллах вообще ставил в пример людям…  
 
Так состоялось посвящение Мухаммеда в Посланники Аллаха… И было ему тогда чуть больше сорока… Это возраст расцвета духовных и физических сил человека. Его пика. Древние греки называли его «акмэ»… Коран говорит об этом так: «Наконец, когда человек вступит «в сильный возраст» (возраст расцвета его сил) и достигнет сорока лет, он скажет…» (46/15).
Интересно, что когда Посланника упрекали «за небылицы» и говорили так, что всё это он сочиняет сам из себя, Аллах, – как это можно понять из аятов, – рекомендует этим людям подумать над вопросом о том, почему он (Мухаммед) не рассказывал ничего подобного раньше? Почему заговорил только сейчас?.. Разве Мухаммед не был среди них всё это время? И разве не общались они с ним каждый день? Каждый день и всю жизнь!.. Пусть бы и сказал что-нибудь из того, что он говорит сегодня!.. Аллах говорит так: «Скажи: «Если бы того пожелал Аллах, я бы не читал его (Коран) вам. И Аллах бы не сообщил его вам (не дал бы вам его знания). До сих пор, целую жизнь, я оставался (пребывал) среди вас. Неужели вы не разумеете (всё это) (не делаете из этого никаких выводов для себя)» (10/16) [18]…
 
Итак, еще раз: о чем первые пять аятов?
Они об Аллахе. Во всех строках говорится о Нем. Все они представляют Его. Аллах представляется как создатель (миров) («о мирах» Аллах еще скажет в последующих аятах), создающий и человека. Так от абстрактного и всеобщего создателя Аллах доходит до создателя человека. И каждому становится понятным, что его создающая и творящая – производительная – мощь лежит от необозримых пределов до самого человека. Аллах так и говорит о себе как о всесильном
Для человека это имеет особое значение по самым очевидным соображениям. А когда Аллах начинает говорить о том, что «научил человека тому, чего он не знал» или научил его всему, то акцент переносится на человека. Так формируется еще одна тема первых пяти аятов. Эта тема – сам человек.
Но и это еще не всё! Аллах говорит о том, что он «научил (человека) пером (ручкой)». Обученный пером предстает как человек читающий и пишущий. Так появляется еще одна тема «в первых пяти строках». Это – тема о знании и образовании, их книжной основе. Можно говорить и шире. О культуре. О переломе в ней, когда в нее входит чтение, письмо, книга…
Специфическая направленность и содержательность первых пяти аятов позволяет говорить еще об одном смысле чтения. Этот смысл связан с чтением Корана. Аллах начинает ниспосылать своему новому посланнику Коран, который будут читать ему, а он будет читать его людям. Пока всё будет происходить в устной форме. Но придет время и Коран станет Книгой. Ее мы и держим сегодня в руках…
Интересно, что устное чтение задумано с самого начала. Надежный дух Джабраил читает Посланнику Коран устно. И сам он читает его людям тоже устно. По этому поводу Аллах говорит, к примеру, так: «Мы будем читать тебе Коран, ты не забудешь его» (87/6) [19]. Аят говорит о том, что Аллах предусмотрел и способ передачи знания человеку, не владеющему чтением и письмом. Это способ держать знание в памяти… Это, к слову, еще один «штрих» в доказательство посланнической миссии Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) и ниспосланническое происхождение самого Корана…
 
Приведенные соображения делают возможными следующую тематику первых пяти аятов:
– Аллах,
– человек,
– обучение знанию,
– обучение пером (ручкой) или на книжной основе, книжная основа культуры,
– Коран и его чтение…
 
…Человека принято характеризовать как человека разумного. Но уже из первого ниспослания его можно характеризовать как человека книжного или человека читающего и пишущего. Это значит, что тезис «о разумном человеке» получает в приведенных определениях свое дальнейшее развитие и конкретизацию.
А знание напрямую приходит от Всевышнего. Оно приходит с его ниспосланиями и Книгами…
Человек разумный, став человеком читающим и пишущим или человеком книжным, возвышается до культуры и человека культурного… Книга является средством преобразования человеком самого себя и всего окружающего мира в доступных для него пределах и возможностях… Так Всевышний входит в культуру уже «в самых ее истоках». А «до них» Он «просто» создает человека…
Так много в человеке от Всевышнего!
Остается низко кланяться Ему!..
 
 
 



[1] Икра: читай, повторяй вслух, провозглашай громко (см. А.Ю. Али, цит пер. Корана, 96/1, прим. 6203). В данном случае «читай» следует понимать, скорее, в широком смысле слова (Р.О.).
[2] Поскольку это – первое ниспослание от Аллаха, то «читай» может означать «слушай», «понимай», «запоминай», «повторяй» и т. д. «Читай» как «читай Книгу» последует позже, уже после ниспослания аятов, вслед за ними и параллельно им. А еще «читай» может означать восприятие или «чтение» явлений окружающего мира как знамений Аллаха (см., к примеру: 12/105-106, 29/48) (А.Б.).
[3] Или: «Читай! Во имя Господа твоего создающего (творящего) (читай)! (Р.О.).
[4] Алака (букв.: в связи, связанный, прикрепившийся): сгусток «крови«, прикрепившийся к стенке детородного органа женщины. Эмбрион в начальной стадии развития (Р.О.).
[5] Следующей ниспосланной сурой была сура 68 (Калям) (А.Б.).
[6] В некоторых переводах приводится такое толкование: «Он научил (человека) писать пером (ручкой)» (С. Атеш. Цит. пер. Корана, 96/4). «Писать пером» является посылкой «обучения пером». Из этого, пожалуй, и надо исходить в данном случае. То есть опять же Аллах научает человека пером. И сам человек тоже научает пером (Р.О.).
[7] См. ниже: * Аяты 96/1, 3-5. Читать и писать (Р.О.).
[8] Или: «Но нет! Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чем не нуждается 6208» (А.Ю. Али, цит. пер. Корана, 96/6-7) (Р.О.).
[9] Или: «9-10. Ты разве не видел того, кто препятствует служителю (Аллаха) молиться (чинит препятствия человеку в молитве и поклонении)» (Р.О.).
[10] Кто может препятствовать человеку в поклонении Аллаху, становиться преградой ему или ставить преграды перед ним? Кто может, «тот и может»!..
О вопросе можно говорить отвлеченно и абстрактно, а можно говорить и конкретно,указывая на события и лица (см. А.Ю. Али, цит. пер. Коран, 96/10, прим. 6210) (Р.О.).
[11] Можно выступить против ложного поклонения и ложных богов, что, собственно, и делал Посланник, а сегодня делаем и мы. Но опять же это следует делать в той форме, в какой это рекомендует Аллах, то есть обращать в веру Аллаха или призывать к его вере следует не силой (насилием), а Его Словом (А.Б.).
[12] «11. Как ты думаешь: «Тот, кто молился, был на правом пути 12. и призывал к богобоязненности 6211?». Или, может, лучше так: «Тот, кто молился, был на правом пути, 12. призывая к богобоязненности?» (Р.О.).
[13] «12. Или просил помощи у Аллаха в том, чтобы отвратиться (воздержаться от худого, очиститься, защититься от греха)? (Что тогда?..) (Р.О.).
[14] «Еще видишь ли… А если тот, кто выступает против поклонения (препятствует служителю), говорит неправду и отворачивается (от веры)? (Что тогда?..)» (Р.О.).
[15] «15-16. Нет, нет!.. (Мы не допустим этого!..) Если не отвратится, мы схватим его за хохол (чуб)  (15), за этот лживый, грешный хохол (чуб) (16)!..» (Р.О.).
[16] Зебани: ангел, ввергающий грешников в ад.
            В переводе сохранено оригинальное «зебани» (Р.О.).
[17] А.Ю. Али: «4. Который научил посредством письменной трости 6206…» (цит. пер. Корана, 96/4, с. 1652). В примечании «6206» отмечаются трудности перевода таких понятий, как «читать», «учить», «перо», «провозглашать» и др. (см. там же, сс. 1652-1653).
[18] Для полноты характеристики темы рекомендуем ознакомиться с аятами 10/10-16.
[19] См. сюда также: 75/17, 17/86, 14/9.


 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.