Кораника
Коран / 94

Коран / 94

 

Сура 94. РАСКРЫТИЕ (АЛЬ-ИНШИРАХ)
 
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
 
Свое название сура берет из первого аята, в котором проходит слово «раскрытие» (груди или души) [1]
Нисполана в Мекке после суры 93 (Духа / День (Свет дня) или Утро). 8 аятов.
 
1. Разве Мы не раскрыли (не расширили) твою грудь [2]?
2. И не сняли с тебя груз,
3. который сгибал твою спину?
4. Не возвеличили твою славу(?..)?
5. Значит рядом с трудностью есть облегчение.
6. Не забывай, рядом с трудностью есть облегчение [3].
7. В таком случае, когда остаешься свободным, вставай и трудись (до устали) для Него.
8. И держись пути, который ведет к Господу твоему (!..).
 
* Раскрыть грудь (душу) (Р.О.)
 
Грудь здесь следует понимать, как кажется, в широком значении души и внутреннего мира. Потому и раскрыть грудь – это раскрыть душу для людей, для добра им, обогатиться внутренне – духовно, нравственно.Речь идет о процессе духовно-нравственного облагораживания и возвышения человека.
Будущий Посланник Аллаха – Мухаммед – изначально был человеком честным, порядочным, великодушным. Эти качества просто необходимы для посланника… В отношениях между людьми даже функциональные отношения (по службе, долгу и т. д.) предполагают определенный уровень нравственной зрелости, скажем так. А в свободной человеческой коммуникации нравственные отношения выходят на первый план… Посланник должен был быть в коммуникации со всем обществом. И по долгу, и просто как человек. Без высокой нравственности добиться результатов было бы невозможно…
И тут выясняется, что в формировании высокой нравственности Посланника участвовал Аллах. Найдя ее «потенциал» в душе Мухаммеда, он развил его Кораном, его требованиями к Посланнику и людям. Высокая кораническая мораль начинается с милосердного, сострадательного и участливого отношения к человеку. В ее основаниях лежит, так сказать, продуктивно-добродетельное отношение к человеку. То есть это не только одни благие пожелания, но и практические дела в этом направлении… Аллах требует от человека реализации на практике двуединого принципа, – уверовав, содеять доброе. И если не видеть в нем нравственную содержательность, то он сразу потеряет свою человеческую привлекательность. То есть принцип, «уверовав, содеять доброе», обращен к человеку прямо и непосредственно. Доброе, которое содеет человек, это не для Аллаха. Это – для самого человека, для людей. Но это – на пути Аллаха!.. Аллах требует от человека того, чтобы он был полезным для себя и людей. А быть полезным в этом случае – это быть полезно-деятельным. Для себя и людей!.. Так функциональный смысл добродеятельности – на почве веры и во имя Аллаха – оказывается одновременно и ее человеческим или нравственным смыслом. А с этим утверждается и высший принцип морали…
…Аллах дал Посланнику свою Книгу – Коран. А теперь выясняется, что Он еще и раскрыл его грудь! Аллах «до конца» сделал Посланника таким, каким должен быть по его Книге человек. А покольку Посланник является примером и образцом для людей, – – то это значит, что Аллах предъявил условие «высокой морали» ко всем людям без исключения…
А когда Аллах рекомендует Посланнику быть справедливым в управлении и общественных делах, – то это опять же относится «ко всему управлению» в целом, всем его лицам, начиная с Первого и до Последнего… Никто не имет права представлять общественную волю, организованную в механизм общественной власти под названием «Государство», на низком, простите, нравственном уровне или с низкими нравственными качествами. А когда нас пытаются уверить в том, что «сегодня это так и должно быть и не может быть как-то иначе, по-другому», то в это можно уже спокойно не верить… Открыть Книгу достаточно для того, чтобы убедиться в этом…
Потому «раскрыть грудь или душу» для высокой нравственности – это совершенное всеобщее условие, которое ставит Аллах перед людьми. И оно охватывает все сферы жизни – от общественной до личной… Человек не существует вне системы отношений с людьми. А в них он вступает как носитель человеческих качеств. Соединение системы человеческих связей и отношений с собственно человеческими качествами самого человека – три раза подряд человек-человеческое! – это и есть нравственное (!). Вернее, тот источник, откуда происходит то, что мы называем «нравственным» или относим к сфере нравственности… Аллах требует высокого уровня этих качств. Потому требует и высокой нравствености…
…Человек не может обойтись без знания. Всевышний дает ему это знание. Оно теперь развивается параллельно с этим знанием Всевышнего и в соотнесении себя с ним… Но человек не может обойтись и без связи с людьми. Без общественного бытия нет и бытия личного… Значит он не может обойтись без нравственности… Так знание и нравственность соединяются в единое средство в системе общественного бытия… Но различие между ними, естественно, не стирается. По этой причине знание раздваивается на ложное и истинное, а нравственность – на низкую и высокую… Аллах требует высокой нравственности. Потому и говорит о раскрытии груди (души)
 
…Аллах дал Посланнику Коран. Для людей!.. А теперь «раскрывает ему грудь». Заполняет ее нравственностью Корана. И опять для людей!..
…Если исключить «кислород», то для жизни и деятельности человека останутся две вещи. Это – знание и способность быть в человеческих отношениях с человеком… Потому Аллах дает знание и открывает смысл человеческой нравственности…
Об этих двух вещах и надо говорить каждый раз, когда пытаются говорить о том, что дает Аллах Посланнику и человеку…
 
* Аяты 94/5-6 (Р.О.)
 
В переводах (толкованиях) повторение в шестом (6) аяте пятого (5) делается «для большей выразительности и придания дополнительной важности (значимости. – Р.О.)» (см.: Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али, 94/5-6, прим. 6191, с. 1646).
Понимание повторения в шестом (6) аяте пятого (5) как «усиление идеи» имеет место и в турецких переводах Корана (см., к примеру: С. Атеш, 94/5-6). Но есть и перевод, в котором говорится об «еще одном облегчении рядом с трудностью»: «5, 6. Конечно, есть облегчение рядом с трудностью (5). Воистину, вместе с трудностью есть еще одно облегчение (6)» (Коран с разъяснением смысла. Подг. X. Караман, А. Озек, И.К. Донмез и др., 94/5-6, с. 596)…
Еще один аспект темы можно предложить из анализа речи и фольклора. В языке и образах художественного сознания (пословицы, поговорки и др.) широко используется мысль о том, что «у каждой трудности есть своя легкость или свое облегчение»… К примеру: «У каждого подъема есть свой спуск (и наоборот)», «У каждой потери есть свое обретение (и наоборот)» и т. д. Интересно, что эту мысль мы находим и в Коране. К примеру, Аллах говорит так: «Если ты позабудешь (что-либо), помяни Господа своего и скажи: «Думаю, что Господь мой даст мне более истинное знание» (18/22). А так как всё дает и забирает Аллах, Он говорит так: «Нет такого несчастья, которое случается на земле и с вашими жизнями, чтобы Мы не записали его (не сделали запись о нем) в книге до его совершения. Воистину, это легко для Аллаха (22). Не удручайтесь потерей (не печальтесь о потере) и не хвастайтесь тем, что дано вам (Аллахом). Аллах не любит самонадеянных хвастунов (23)» (57/22-23)…
 
Итак, аяты 5 и 6 (94/5-6) могут быть интерпретированы как (1) усиление и (2) как два облегчения. В первом случае 6-ой аят подчеркивает мысль 5-го и усиливает ее. По этой причине и сами аяты оказываются одинаковыми или совпадающими. Во втором – говорится о двух легкостях (облегчениях) при одной трудности или после нее…
Нам кажется, что здесь нет никаких проблем! «Два облегчения (две легкости)» после или при «одной» трудности… это одно облегчение после или при одной трудности. Облегчение «раздвоено» только потому, что его можно представить в следующих друг за другом формах, этапах, стадиях… По этой причине облегчений может быть не только «два», но, простите, и три, и больше. И все они, опять же, после или при одной трудности (!)…
 

[1] Сура имеет два близких названия: аль-Инширах и аш-Шарх.
            В понимании «раскрытия» см. прим. к первому аяту.  
[2] См. ниже: * Раскрыть грудь (душу) (Р.О.).
[3] А. Байиндир: «6. Не забывай, что рядом с этой трудностью есть еще одна легкость (еще одно облегчение)»… Согласно сообщениям, ниспослание аята сопровождалось поддержкой Посланником своего сподвижника. Он возвещал ему благую весть, говоря о том, что «одна трудность не может осилить двух облегчений» (см. Табери) (А.Б.)…
            См. ниже: * Аяты 94/5-6 (Р.О.).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.