Сура 83. ОБВЕШИВАЮЩИЕ (АЛЬ-МУТАФФИФИН)
Во имя Аллаха, Бесконечно-добродетельного, Щедро-вознаграждающего!
Мутаффифин – обмеривающие и обвешивающие. Проходит в первом аяте. Аллах напоминает о Судном дне. Так тема перетекает на Судный день…
Ниспослана в Мекке после суры 29 (Анкабут / Паук). 36 аятов.
1. Горе тем, которые обмеривают и обвешивают!
2. Когда они покупают, они требуют соблюдения полной меры,
3. а когда сами отмеривают и отвешивают, они наносят им (людям) урон.
4. Они разве не думают, что будут возрождены?
5. В этот Великий день!
6. В день, когда каждый человек поднимется (из могилы) для (Владельца миров) (чтобы предстать перед ним для расчета).
7. Но нет! (Категорически так не поступайте). Грешники (их деяния) отмечаются (записываются) в Сиджине.
8. Откуда тебе знать, что такое Сиджин?!
9. Это – тетрадь с печатью (запечатанная тетрадь) [1].
10. Горе тем в этот день, кто оболгал (нас, обвинял во лжи)!
11. Они считали за ложь День расчета (принимали за ложь наши слова по этому вопросу).
12. Его могут посчитать за ложь только (люди) преступные (агрессивне) и предрасположенные к греху.
13. Когда им читаются наши аяты, они говорят: «Это – сказки (легенды) древних!».
14. Нет, нет!.. На деле заработанное (обретенное) ими покрыло ржавчиной их сердца.
15. (Категорически вы так не поступайте, не будьте такими) Ибо они в этот день будут держаться в стороне от Господа своего.
16. Затем будут жариться в огне (войдут в огонь) (в ад).
17. Потом им скажут так: «Вот это и есть то, что вы считали ложью».
18. Но нет! (Будьте внимательны!) Книга благочестивых (добродеющих) содержится в Иллиюне.
19. Откуда тебе знать, что такое Иллиюн?!
20. Это тоже тетрадь с печатью (запечатанная тетрадь).
21. О ней свидетельствуют (приближенные) (к Аллаху лица).
22. (Воистину) благочестивые (добродеющие) будут в благах (в раю).
23. Будут созерцать (окружающее) на ложах.
24. Радость от благ ты поймешь по их лицам (прочтешь на их лицах) (На их лицах ты увидишь радость от благ).
25. Им преподносят лучшие запечатанные вина (их поят лучшими запечатанными винами).
26. И печать их – мускус (запечатаны они мускусом) [2]. Соревнующиеся пусть соревнуются в этом (ради этого) (!..).
27.Это вино содержит тасним.
28. Тасним – это родник. Из него пьют только приближенные (Аллаха) (…).
29. Грешники смеялись (насмехались) над этими муминами (уверовавшими).
30. Проходя мимо них, они подмигивали друг другу.
31. Возвращались они к своим в радости. 32. Когда они видели их (уверовавших), они
говорили: «Это – люди совершенно ненормальные!».
33. Но они не были посланы смотрителями над ними.
34. А сегодня уверовавшие будут смеяться над неверными (кяфирами),
35. наблюдая за ними на ложах,
36. со словами: «Ну, что! Получили эти неверные (кяфиры) за свои дела?!».
* Сиджин (Р.О.)
Сиджин трактуется по-разному: (1) очень узкая камера, (2) яма в аду, (3) книга, в которой записываются деяния грешников, (4) тетрадь, в которую записываются деяния людей и джиннов (см.: Коран с разъяснением смысла. Подг. X. Караман, А. Озек, И.К. Донмез и др., 83/8, с. 587).
К примеру:
– турецкая литература: «9. Написанная книга» (Коран. Пер. и комм. С. Атеша, 83/9, с.587), «9. (Это – запись грешников) Книга, в которой перечислены и записаны деяния грешников» (см.: Коран с разъяснением смысла. Подг. X. Караман, А. Озек, И.К. Донмез и др., 83/9, с. 587);
– русская литература: «9. Это – книга записей [деяний грешников]» (Коран. Пер. и комм. М.-Н.О. Османова, 83/9, с. 601), «9. Это – книга начертанная 6014» (Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али, 83/9, с. 1593).
Как видим, «сиджин» понимается в двух принципиально разных смыслах: (2) как «место заключения» или «место в аду» и (2) как книга или тетрадь. Если это книга (тетрадь), то зачем, простите, быть ей «местом в аду»?.. Ад вообще относится к человеку. А заключают его туда по той книге, которую предъявляют ему как книгу его деяний… Эту книгу не надо путь с другой – Кораном… Но и связь между ними очевидна. Грешное (запретное) и благое (дозволенное), записываемые в книгу деяний человека, берут свои понятия из Корана…
Что касается «книги» или «тетради», то в этом вопросе можно было бы взять за основу суждений практику. Как мы называем то, в чем ведем запись для учета и отчетности? Мы называем это и книгой, и тетрадью. И никакого различия при этом не делаем. Для нас важно записать и учесть. Зафиксировать, чтобы не упустить из внимания. Чтобы у нас был на руках документ, когда это нам понадобится. Когда кого-то за что-то придется спросить. Или вообще «даже не спрашивать», а просто знать самим, что у нас есть и где оно лежит… Акцент на этом моменте привел к тому, что все единогласно, по умолчанию, согласились с тем, что «книга» и «тетрадь» в этом вопросе совершенно равноценны. Лишь бы только все, что надо, было в ней зафиксировано (записано). Лишь бы на руках у нас был документ. А уже его мы сами назовем книгой или тетрадью. Как нам заблагорассудится! Будет «тонкая» и для «несущественного отчета», – будет «тетрадь». Будет «для чего-то важного», может будет «книга»… Потому у нас и есть целый ряд «книг», которые одновременно есть и «тетради». К примеру: бухгалтерская книга, инвертарная, канцелярская, книга учета посетителей, книга записей (каких-угодно и чего-угодно), книга прихода и ухода (на работу и с работы)… И Аллах фиксирует всё в отношении человека. А сам «фиксатор», простите, называет и книгой, и тетрадью… Важно, что «фиксатор» этот есть документ для привлечения нас к отвественности перед Всевышним в положенный день и час…
Если с учетом приведенных соображений вернуться к формулировке аята 9 (83/9), то эту формулировку можно привести и в таком виде: «Это – книга записей (деяний грешников)». Эту формулировку приводит, к примеру, М.-Н.О. Османов, как это отмечено выше (см. Коран. Пер. и комм. М.-Н.О. Османова, 83/9, с. 601).
* Аяты 83/25-26 (Р.О.)
Есть и такие переводы аятов 25 и 26 (83/25-26):
– турецкие:
«Их поят запечатанным истинным вином, завершающимся мускусом (после его испития создается аромат мускуса. – С. Атеш)» (Коран. Пер. и комм. С. Атеша, 83/25-26, с. 587);
«Им преподносится запечатанный истинный напиток (вино. – Пер.). У него есть мускусный аромат в конце (после) испития» (Коран. Пер. и комм. Х. Караман, А. Озек, И.К. Донмез и др., 83/25-26, с. 587);
– русские:
«(25). Поят их вином запечатанным. (26). Завершение его – мускус. И к этому пусть стремятся стремящиеся» (И.Ю. Крачковский);
«Будут поить их вином выдержанным, мускусом запечатанным 10» (см. Коран. Пер. и комм. М.-Н.О. Османова, 83/25-26, с. 601) (10 Пер. по Байдави);
«Их будут поить напитком ароматным запечатанным 6024, а печатью его будет мускус» (Священный Коран. В пер., с комм. А.Ю. Али, 83/25-26, с. 1595)…
Как видим, напиток (или вино) в одном случае (1) «запечатывается» мускусом, а во втором (2) – мускус «создает аромат». Питье характеризуется как напиток и вино…
В связи М.-Н.О. Османов приводит следующий комментарий:
«[Согласно Табари и «Джалалайн», пьющий вино, о котором идет речь, в завершение питья ощущает аромат мускуса. Разные подходы к переводу короткого именного предложения ва-хитамуху мискун объясняются полисемантичностью слова хитамун, которое означает: 1) а) «постановка печати»; б) «запечатывание»; 2) а) «завершение»; б) «конец, заключение». – В.У.]» (см. Коран. Пер. и комм. М.-Н.О. Османова, 83/26, прим. 10, с. 788).
Остается прояснить «до конца» значение слова мускус. В интернете на эту тему есть достаточный материал. И если его взять под интересующим нас углом зрения, то он может стать предпосылкой для ответа на наши вопросы.
Можно предложить такие, скажем, подходы (темы):
1. О мускусе,
2. Рай и мускус,
3. Арабы и мускус (материалы приводятся в сокращении и с совершенно незначительной, местами, редактурой).
1. О мускусе
«Мускус (латинское, единственное число muscus) — cильно пахнущее вещество, вырабатываемое железами некоторых животных (кабарги, овцебыка, бобра и других) или находящееся в корнях некоторых растений и применяемое в парфюмерии (облагораживающее и фиксирующее действие).
Животный мускус — продукт выделения мускусных желез; играет роль химического сигнала для мечения территории, привлечения особей другого пола и т. п., служит для смазки шерсти…
Растительный мускус содержится в корне аптечного дягиля, в семенах гибискуса и некоторых других растениях» (Википедия:ru.wikipedia.org).
«Мускус (Большая советская энциклопедия)…» (dic.academic.ru). — (лат. muscus; первоисточник: санскр. мушкас – мошонка, яичко) пахучий продукт животного или растительного происхождения…
«Мускус – один из самых загадочных ингредиентов парфюмерии. Он придает аромату чувственности, пространственности, теплоты и живости. Мускус входит в состав почти всех современных ароматов. Нота мускуса – это анималистичный, сладкий, немного аммиачный запах. Но любители парфюмерии знают, что мускус может быть очень разным: отталкивающим и привлекательным, химическим и теплым, сладким и бальзамическим, острым и обволакивающим, земляным и пудровым, маслянистым и шоколадным, резким и кожным, смоляным и пряным, сухим, пикантным и древесным.
Но мускус загадочен не только своими контрастами. До сих пор большой тайной для многих является его происхождение. И правда, мускус – это не фрукт и не цветок, не пряность и не смола, не древесина и не кожа. Так что же?
Изначально мускус получали из мускусных желез мужских особей кабарги – небольшого оленя, обитающего в горных лесах Гималаев, Тибета, Восточной Сибири, Кореи и Сахалина. Мускусная железа представляет собой внутренний «мешочек», расположенный между задних ног животного. Этот «мешочек» наполнен мускусом — густым, остро пахнущим секретом буро-коричневого цвета. Химический состав мускуса довольно сложный и содержит множество компонентов: жирные кислоты, воска, ароматические и стероидные соединения, сложные эфиры холестерина и собственно «пахучий» элемент — макроциклический кетон мускон.
То, что мы подразумеваем под «запахом мускуса», — это, можно сказать, «шлейф» аромата натурального мускуса. Для получения привычного для нас аромата мускус какое-то время «выветривался», из него уходили все быстро испаряющиеся компоненты – и в итоге получался теплый, чувственный, сладкий и пудровый аромат» (Людмила Лаврушина. Загадочный и знакомый мускус. – www.myjane.ru) и др.
2. Рай и мускус
«Действительность Рая – нечто такое, что люди никогда не будут способны понять до конца, пока они фактически не войдут в него, но Бог дал нам некоторое представление об этом в Коране. Он описал нам его как место, чрезвычайно отличающееся от жизни этого мира, как в самой его природе, так и цели жизни, видов наслаждений, которыми люди будут наслаждаться там…
Наилучшие удовольствия. Все удовольствия людей в Раю: одежда, еда, напитки, драгоценности и дворцы,- будут намного превосходить всё существующее в этом мире. Фактически, нет никакой возможности для сравнения, ибо даже наименьшее место в Раю лучше, чем этот мир и всё, что находится в нём…
Вино Рая, как описано его Создателем: “Кристально чистое, приятное на вкус, нет в нём дурмана, не пьянит” (Коран 37:46-47).
Вода Рая не застаивается и его молоко никогда не изменяет вкус: “… реки, чья вода не застоится, молочные ручьи, что не меняют вкуса …” (Коран 47:15)…
Пророк ответил человеку, спросившему, как люди Рая облегчаются: “Они облегчаются посредством пота, выходящего из пор, и имеющего аромат мускуса (выделено нами. – Р.О.), а животы становятся впалыми” (Ибн Хиббан)…
Господь сказал: “А если б ты взглянул, увидел бы услады (Рая) и царство необъятное” (Коран 76:20).
Что за удовольствия Рая Бог держит скрытыми от нас, – вне нашей способности восприятия. Пророк сообщил, что Всевышний сказал: “Я приготовил для Моих рабов то, что никакой глаз не видел, никакое ухо не слышало, и никакое человеческое сердце не может себе представить”.
“И ни одна душа не знает, сколько сокрыто (Божьей благодати) в награду за дела её” (Коран 32:17)» (open.az/engine).
«Неописуемое блаженство. Всевышний Аллах сказал: «Аллах избавил их (верующих) от бедствий того (Судного) дня и одарил их процветанием и радостью, и за то, что они терпели, Он воздаст им райскими садами и шёлковыми одеяниями. Они будут лежать на ложах, не зная ни зноя, ни мороза. Тень деревьев будет осенять их, а плоды будут низко склоняться над ними. К ним приблизятся (девы) с сосудами из серебра и чашами из хрусталя — хрусталя серебряного, (блистающего) совершенством. В том саду те (девы) напоят их из чаши (напитком), настоянном на имбире, из райского источника, прозванного Салсабилом. (Чередой) обходят их вечно юные отроки. Взглянув на них, ты примешь их за жемчуг рассыпанный. Когда же присмотришься, то увидишь великую блаженство и великую власть. Они облачены в зелёные одеяния из атласа и парчи, на них ожерелья серебряные. Напоил их Господь напитком чистым. Поистине, это — вознаграждение вам, воздаяние благодарностью за ваше усердие»(аль-Инсан 76:11-22)…
Райские сады. Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же тех, которые уверовали и вершили благие дела; ведь им уготованы райские сады, где текут под ними ручьи…» (аль-Бакара 2:25). Абу Хурейра рассказывал, что пророк сказал: «Поистине, в раю есть дерево, в тени которого всадник скачет сто лет, и оно не кончается…» (аль-Бухари и Муслим).
О райских реках Всевышний сказал: «(Такова) картина рая, обещанного богобоязненным: там текут ручьи из воды, которая не портится, ручьи из молока с неизменным вкусом, ручьи из вина, дарующего наслаждение пьющим, и ручьи из чистого мёда. В нём — всякого рода плоды и прощение от их Господа» (Мухаммад 47:15)…
Еда и питьё обитателей Рая. Всевышний сказал: «Поистине, богобоязненные будут под сенью (деревьев) и среди источников и плодов, какие только захотят. (Им скажут:) “Ешьте и пейте во здравие за то, что вы вершили”»(аль-Мурсалат 77:41-43);
«И по Нашей воле поднесут им плоды и блюда мясные — какие они только пожелают. Они будут передавать друг другу чашу, (содержимое) которой не развязывает язык и не влечёт ко греху»(ат-Тур 52:22-23);
«Их будут поить выдержанным вином, запечатанным мускусом» (выделено нами. – Р.О.) (аль-Мутаффифун 83:25-26).
Аллах приготовил для Своих праведных рабов лучшие блюда и вина. Вина, запечатанные мускусом, лежат со времён мироздания и ожидают своего часа. Они не развяжут язык, не повлекут ко греху и не отяготят головы…» (Э. Кулиев. Рай и Ад в живых картинках. – www.waytoquran.net) (Путь к Корану. Сайт Э. Кулиева)» (см. и др. сайты).
3. Арабы и мускус
«В Древнем Египте, Вавилоне, Индии люди издавна пользовались благовониями и притираниями мускуса, шафрана или розовой воды. Но, все же, арабы считались лучшими парфюмерами мира. Именно они привозили в Европу разнообразные душистые вещества: корицу, сандал, камфору, герань, ладанник, цибет, нероли, бадьян и многие другие.
После распространения христианства в Европе, когда парфюмерия была объявлена предметом, противоречащим аскетичной вере, на Востоке арабы продолжали развивать искусство изготовления благовоний. На Востоке запах был символом приближения человека к Богу. Считалось, что ароматный дым поднимается вверх и связывает земной мир людей с незримым миром бога. Запах являлся также символом преодоления, благодаря своей способности проникать даже за закрытые двери. Именно поэтому ароматы всегда участвовали в ритуалах рождения, смерти или свадьбы. Кроме того, на Востоке всегда большое значение уделялось запахам как средству пробуждения чувственности. Наложницы или одалиски принимали ванны с миррой, чтобы потом благоухать перед своим Повелителем»… (Инна Седых. Наследие великих парфюмеров. Часть 1 – www.mycharm.ru).
«Химический состав мускуса весьма сложен. В нем содержатся жирные кислоты, воска, ароматические и стероидные соединения, сложные эфиры холестерина… Основной носитель мускусного запаха – макроциклический кетон мускон. Запах мускуса ощущается в концентрации 1:100000000000 (одна стомиллиардная.– Р.О.). Летучие компоненты мускусной железы принимают участие в химической коммуникации кабарги – они несут информацию о возрасте и состоянии самца, и, как уже было сказано, могут индуцировать течку у самок.
Первое упоминание о мускусе в Европе относится к 390 г. н.э. О мускусе знали арабские врачи Ибн-Сина и Серапино – в ХI веке это вещество было очень популярным и дорогим лечебным средством. В ХIV веке Марко Поло указывал на наличие особенно ценного мускуса в стране Эрингул, расположенной, по-видимому, на территории современной Монголии или Западного Китая. Эффективность мускуса как лечебного средства отмечалась и тибетской медициной.
Мускус на Востоке добавляли в лекарства от меланхолии, а также его носили в мешочках на груди для предотвращения сглаза или порчи. Запах мускуса, как полагали, противостоит влиянию злых духов. Арабы с этой целью применяли мускус при строительстве мечетей, добавляя его в цементный раствор. В Иране около 600 лет тому назад была построена мечеть, получившая название «душистой», стены которой до сих пор издают терпкий запах мускуса. Мускус также широко использовался арабскими и тибетскими народными целителями как стимулятор мужского интереса – причем подобный эффект действительно имеет место и объясняется, в частности, наличием в составе секрета мускусной железы производных половых гормонов» (Афродизиак. Мускус Кабарги. — aromelle.narod. ru).
«Для того, чтобы правильно организовать лечение, необходимо знать, какими свойствами обладают масла… Арабский мускус – освежающее масло»(Свойства масел (растительных и эфирных). – www.all4lady.ru).
«Арабы с древних времен были причастны к искусству парфюмерии. Именно они привозили в Европу разнообразные душистые вещества с островов Цейлон, Суматра и с Малаккского полуострова. Это были корица, сандал, камфора, герань, ладанник, цибет и другие. Египет, Сирия, Вавилония, Индия и другие страны были производителями ряда благовонных продуктов (мускуса, амбры, мирры, шафрана, алоэ, розовой воды и других)…
Ислам не запрещал, а даже поддерживал распространение парфюмерии. По преданиям, пророк Магомет говорил, что больше всего на свете любит «женщин, детей и духи» [3]. При строительстве многих мусульманских храмов в известковый раствор добавлялся мускус, чтобы раскаленные солнцем камни испускали дурманящий и окутывающий аромат. Кроме того, у арабов существовал ритуал, по которому раз в неделю необходимо было окуривать свое жилище, чтобы изгнать оттуда дьявола» (Людмила Лаврушина. История парфюмерии. Древний Восток. – www.myjane.ru) (см. и др. сайты)…
* О Посланнике
Посланник Аллаха Мухаммед (до благословит его Аллах и приветствует) предлагал «быть приятно пахнущим» в пятницу [4]. В хадисах говорится так: «В мире мне привили любовь к женщинам и благовонию. И намаз является светом очей моих » [5]…
Итак, приведенные соображения позволяют понять мускус как ароматическое (парфюмерное), лечебное (лечебно-профилактическое), фиксирующее и функциональное (у животных, которые его производят) средство. В то же время в языке (речи) оно может быть употреблено не только в своем прямом значении, но также и в метафорическом (иносказательном, переносном). С учетом этого следует различать суждения типа: (1) «о мускусе» и (2) о том, «как мускус». Уже с учетом этого можно быть убедительным в вопросе толкования рассматриваемых аятов (83/25-26).
В литературе, как это можно понять, напиток (вино) «запечатывается мускусом» (словно бы сургучом) и приятный мускусный аромат «остается еще и на языке». В некоторых случаях мускус используется только во втором значении (как приятный аромат после питья), не принимая участия в первом процессе (запечатывания). Напомним:
– «Их поят запечатанным истинным вином, завершающимся мускусом (после его испития создается аромат мускуса. – С. Атеш)» (С. Атеш);
– «Им преподносится запечатанный истинный напиток (вино. – Пер.). У него есть мускусный аромат в конце (после) испития» (Х. Караман, А. Озек, И.К. Донмез и др.);
– «(25). Поят их вином запечатанным. (26). Завершение его – мускус. И к этому пусть стремятся стремящиеся» (И.Ю. Крачковский);
– «Будут поить их вином выдержанным, мускусом запечатанным» (М.-Н.О. Османов);
– «Их будут поить напитком ароматным запечатанным, а печатью его будет мускус» (А.Ю. Али)…
…Всё прекрасное из еды и питься прекрасно не только по виду и вкусу, но и по своему запаху – аромату. А если это еще и райский напиток!.. Чтобы дать людям представление о нем, в Коране и приводится, как кажется, пример с мускусом…
А в вопросе о том, как запечатываются «бутылки» «с истинным напитком», – которое есть вино! – точнее, чем: мускусом или чем-то другим? – по этому вопросу можно дискутировать. Но можно сойтись и на том, что они запечатываются чем-то «прекрасным и прекрасным образом». Просто в раю по-другому не может быть!..
О питье и напитках в раю, подведем черту, Аллах говорит так: «Рай, обещанный тем, кто защищает себя (богобоязненным) представляет собой следующее. В нем есть реки воды не портящейся, реки молока, не изменяющего вкуса, реки вина, доставляющего удовольствие пьющим, и реки очищенного меда» (47/15). – На ум приходят «молочные реки с кисельными берегами» из сказочного детства. – А еще Аллах говорит о питьи, которым наполняются чаши из источника (см. 37/45). «Прозрачное (кристально чистое) оно, доставляет удовольствие пьющим. Не дурманит оно и не пьянит» (37/46-47)…
А самое главное, пожалуй, состоит в том, что все эти «реки» находятся в распоряжении человека! Подумать только!.. Но с одним условием. Оно задается Всевышним Аллахом, его Книгами и Кораном…
Так в целое повествование отливается суждение всего о трех понятиях – мускусе, рае и райском напитке (питье)…
[1] См. ниже: * Сиджин (Р.О.).
[2] Дополнительный анализ аятов 25 и 26 (83/25-26) приводится ниже (см.: * Аяты 25-26) (Р.О.).
[3] См. ниже: * О Посланнике.
[4] Цит. по кн. А. Байиндира «Ложные истины» (25.9).
[5] Ахмед ибн Хамбель. Муснед. Хадис от Энес ибн Малика (на арабск.).
В книге хадисов «Xорошие отношения с женщинами» (Несаи. Книга Сунны Несаи) (на арабск.) есть раздел «Любить женщин» (№ 3949). Здесь есть следующий хадис: «После женщин самыми любимыми (у Посланника. – Пер.) были кони» (там же, № 3951) (хадис проходит также в Муснеде).
Научно-справочная работа по хадисам – Х. Оздаш (Фонд Сулеймания).
Свежие комментарии