О Зулькарнайне
Вопрос: Кто такой Зулькарнайн, о котором говорится в Коране?
Ответ: Проходящий в Коране Зулькарнайн – это Александр Великий [1]. У него есть и целый ряд других имен (Himyerli Ebû Karib Sammar, Merzubân b. Merdubâ el-Yunânî, eş-Şa’b b. Yezen el-Himyerî ve Hermes). Есть мнение, что это был ангел… Но мнение исламских источников склоняется всё же к тому, что это – Александр Великий.
История Александра Великого и его завоевания на сегодня хорошо известны (см. литературу). Для нас важна такая его особенность, как уничтожение им храмов идолопоклонников и их богов. Это было не просто искоренение язычества, но и нечто большее. Александр Великий стоял на монотеистических позициях и активно проводил в жизнь принцип единого Всевышнего Бога. Об этом со всей определенностью говорится в Коране в характеристике Зулькарнайна (см. 18/83-98) (Остается выяснить отношение между «Великим» и «Двурогим», поскольку этот вопрос дискутируется в литературе. О нем мы скажем чуть ниже. — Ред.).
Вместе с этим… Ибн Касир говорит о том, что трактующие «Зулькарнайна» как «Александра Великого» допускают большую ошибку. Он отделяет Зулькарнайна от Александра. Первого (Зулькарнайна) он принимает за благочестивого (праведного, исполнительного) царя, а также за лицо, получающее ниспослания от Аллаха. А Александра называет… мушриком [2]…
Хз. Али характеризует Зулькарнайна как благочестивого (праведного) служителя, любящего Аллаха и любимого им (Омар Фарук Харман. (Хз.) Зулькарнайн. Статья в энциклдопедии: İslam’da İnanç İbadet ve Günlük Yaşayış Ansiklopedisi, İlmi Müşavir: İbrahim Kafi Dönmez, İfav Yay. İstanbul, 1997, c: 4, s: 598-599)…
* Зуль-Карнайн (от редактора)
Вопрос о Зулькарнайне, – был ли это Александр Великий (Македонский) или кто-то другой, – в литературе дискутируется. На это указано и в приводимом тексте. В этом свете имеет смысл отметить следующее.
Мнение из интернета (многоточием обозначено опущенное в тексте):
«Зуль-Карнайн (ذو القرنين dhū al-qarnayn…) — пророк в исламе, упомянут в Коране как древний завоеватель.
Имя и прототип. Его имя означает «обладающий двумя рогами». Как утверждается [3]… традиционное толкование называет рогами солнца восток и запад. («Рогатым» также предстает, спускаясь с Синая, Моисей — поскольку в др.еврейском слова рог и луч идентичны). Многие средневековые и современные арабские ученые отождествляют Зуль-Карнайна с Александром Македонским, который постоянно изображается с рогами на античных монетах. В то же время, Коран приписывает Зуль-Карнайну подвиги, которых не было у Македонского (например, войны с Гогом и Магогом)… Некоторые отождествляют с Зуль-Карнайном Кира Великого или Гильгамеша Урукского. Также в пользу того, что это не Александр Македонский говорит то, что мусульманские историки, такие как Ат-Табари, Куртуби, Ибн Асир указывают, что Зуль-Карнайн жил во времена пророка Ибрагима и ездил с ним в хадж [4].
Если верно предположение о «Вергинской звезде» как солярном гербе Александра, то наличие рогов-лучей мусульманского воина-пророка получает дополнительное подтверждение» (Зуль-Карнайн. Википедия. – ru.wikipedia).
…Зулькарнайн – двурогий…
Рога во все времена были символом силы и господства… Но художественно-поэтическое мышление, известное еще и как «традиционное», относит их… к Солнцу (!). Отсюда следует понятие «рога Солнца», которые понимаются – как поэтические образы – как восток и запад. Так с помощью образной художественно-поэтической речи известные всем «обычные рога» «переносятся на небо» и становятся «рогами Солнца». Формируются новые выразительные средства речи…
У этой образности и метафоры есть и совершенно очевидный фактический или реалистический смысл. И связан он с восходом и заходом Солнца. Если взять Солнце «в сáмом восходе» и «в сáмом закате» и сделать это еще и при способности к воображению и созданию к художественной образности, то может показаться, что Солнце всходит и заходит, простите, «рогами»… Один свой «рог» оно показывает утром, на восходе, «другой» – вечером, на закате… Так получается метафора с великой силой!..
Но «рог» – это след Солнца на небе. На восходе и закате. На востоке и западе. Других следов от Солнца на небе просто нет! Потому «все рога на небе» – это лучи Солнца. Порой они расходятся во все стороны от него… А, вот, восходящее и закатывающееся Солнце – при небольшом воображении – восходит и заходит, если угодно, «рогами»… Но продукт воображения «не остается на небе». Он тут же перетекает в жизнь и входит в речь люде в виде ее метафорического и художественно-поэтического компонента. Так, поневоле, делается возможной игра слов «рог» и «луч» в речи, когда эти слова могут совпадать до синонимов (в др.еврейской, к примеру)… Выходит, что «рог» и «луч» сходятся дважды. Один раз на небе и фактически, второй – в речи и образах художественнного мышления…
Еще раз посмотрим на лучи, «которые рога». Попытаемся взять их вместе. «Вместе» не получится! Один из них появляется на небе к восходу, второй – к закату… В таком случае изменим вопрос. Переформулируем его в вопрос о лучах Солнца на небе. И тогда мы и в самом деле увидим их. Нечто вроде слабых прожекторов… По правде, ничего «прожекторного» на небе нет! Этот эффект создают атмосферные условия. Но при них небо – солнце – действительно расходится лучами. Лучи от Солнца – классический рисунок детского и символического мышления… Так небо опять переносится в жизнь…
Но и это еще не все. «Продолжим» наблюдение за небом и солнечными лучами на нем. И увидим, что лучи на нем расходятся «сверху вниз», когда Солнце «на небе», где-то в его середине, и «снизу вверх», когда оно на восходе и на закате. Остается заметить, что число лучей может быть и два… А раз два, то опять может вступить в права ассоциация «с рогами»… Так «правда неба» и в этот раз переводится на язык поэтики и символики…
Что остается в итоге?
«Рога», когда они на шлеме или в монетах правителя – это символ его господства в пространстве «от востока до запада», «от места восхода Солнца и до его захода». Проще сказать, что это символ его господства в мире или подчиненности мира носителю этого символа. Ибо «мир» и есть то, «что простирается от востока до запада»… Это подходит для Александра Великого. Вполне по нему. Он относится к числу наиболее выдающихся исторических завоевателей и правителей… А что касается его побед и их источника… Аллах, характеризуя ситуацию при Бедре, как это приведено выше, говорит так:
«По правде, при Бедре вы были в трудном положении. Аллах помог вам. Остерегайтесь Аллаха, чтобы быть благодарными ему» (3/123). «Аллах сделал это только для того, чтобы обрадовать вас и успокоить ваши души. А то победа всегда бывает от Аллаха – сильного (всесильного) и господствующего (властвующего)» (3/126)…
Если теперь разделять Александра Великого и Зуль-Карнайна, то надо ответить и на вопрос о том, как Аллах дал Первому, или «несвоему» (когда называют его «мушриком»), столько побед, сколько дал Он Второму, или «своему»?.. Надо обяснить и происхождение «двурогого» символа у Александра Великого, которого потому и величали Зуль-Карнайном – «двурогим», – что он покорил «оба рога» вселенной – восток и запад… А тут выясняетс, что покорителями «рогов» были два человека. Один из них является великой исторической личностью, а другой… Но у «исторической личности» нет ряда признаков «другого»… Одним словом, над темой надо думать дальше…
[1] В исламской литературе – Искандер Великий (Македонский) (Пер.).
[2] Cм.: Исмаил б. Омар ибн Касир. Тефсир ибн Касира, т. 5, с. 196. Каир, 2002 (на арабск.).
[3] Encyclopédie de l’Islam, «Iskandar», 1960–1998.
[4] www.islam.ru/lib/douknow/zulkar.
Свежие комментарии