Кораника
Паломничество (хадж)

Паломничество (хадж)

1/11. Вопрос: Как формируется намерение о паломничестве (хадже)? 

Ответ: У хаджа есть ряд разновидностей. В соответствии с ними формируется и намерение (обращение к Аллаху с объявлением ему о своем желании и прошение у него помощи и содействия):
а. Xадж ифрада – хадж с посещением одной только Мекки.
Человек должен обратиться к Аллаху и сказать так: «Аллах, мой! Я желаю совершить хадж. Помоги мне и прими его от меня!».
 
b. Xадж кирана – хадж и умре (с посещением Мекки и Умре).
Человек должен обратиться к Аллаху и сказать так: «Аллах, мой! Я желаю совершить хадж и умре. Помоги мне и прими их от меня!».
 
с. Xадж теметту – хадж с разделением хаджа и умре (с раздельным посещением Мекки и Умре).
Желающий совершить этот вид хаджа, в период хаджа объявляет свое намерение в соответствии с умре. После завершения умре, в этот же сезон (хаджа), он объявляет о намерении совершить хадж ифраду. И снова облачается в одежду паломника.
  
d. Xадж c посещением только Умре [1].
Человек должен обратиться к Аллаху и сказать так: «Аллах, мой! Я желаю совершить умре. Помоги мне и прими его от меня!».
2/11. Вопрос: Если мусульманин с намерением совершить хадж, подготовился к нему должным образом, но прямо перед выходом в путь заболел или вышел, но умер в дороге, то считается он совершившим хадж?
Ответ: Нет не считается! Чтобы считаться совершившим хадж, надо в течение определенного времени совершить известные поклонения в известных местах. Но в случае, описанном вами, Аллах вознаградит человека за его намерение и усилия в его реализации.
3/11. Вопрос: Есть ли для осуществления хаджа такое условие, как быть женатым или холостым?
Ответ: Такого условия нет!
4/11. Вопрос: Некоторые люди говорят: «Если я потрачу на помощь малообеспеченным людям ту сумму, которую я израсходую на хадж, то я получу то же самое одобрение от Аллаха». Правильно ли это мнение?
Ответ: Если человек по состоянию здоровья может совершить хадж, то должен совершить его. То есть хадж не заменяется каким-то другим поклонением. Другое дело, что за его пределами человек может совершить любое добродеяние.
5/11. Вопрос: Что для человека, совершившего хадж и умре лучше: повторно совершить хадж и умре или потратить эти деньги для нуждающихся?
Ответ: Для человека лучше совершить повторно хадж и умре. В этом случае деньги расходуются на пути Аллаха и сам человек становится непосредственным участником процесса поклонения Аллаху.
6/11. Вопрос: Моя жена, вместе с группой женщин, совершила хадж без моего разрешения и без сопровождения ее близким родственником. Принимается ли ее хадж?
Ответ: В этой ситуации женщина не нуждается в разрешении своего мужа. Она выполняет предписание Аллаха. Но, разумеется, в супружеских отношениях всё лучше делать по взаимному согласию…
7/11. Вопрос: Может ли женщина в критические дни, будучи на хадже, совершать обхождение (кружение) вокруг Каабы?    
Ответ: Нет, не может. Она может совершать все обряды хаджа и умре, но кружение вокруг Каабы может совершить только после очищения. Xадисы говорят об этом так:
От Айши, супруги Посланника: «Я в критические дни была в Мекке, но обряд обхождения Каабы не совершила. Не прошагала и между Сафой и Мерве. Об этом рассказала Посланнику. Он сказал: «Ты должна совершить всё то, что совершают другие паломники (хаджи). Но пока не очистишься, Каабу не обходи» (Buhari, Hacc, 81; Müslim, Hacc, 120; Ahmed b. Hanbel, 6/39, 219, 273).
«Женщины в критические дни и послеродовом состоянии совершают полное омовение (принимают душ. – Пер.), облачаются ихрамом (одеждой паломника. – Пер.) и совершают все предписания (обряды) хаджа, кроме обхождения Дома Аллаха (Каабе. – Пер.) (Tirmizi, Hac, 98; Ebu Davud, Menasik, 9; Ahmed b. Hanbel, 1/364).
По этому вопросу есть еще одно мнение. Ибн Каййим эл-Джевзиййе (İbn Kayyim el-Cevziyye) пишет: «В первые времена хаджа было принято, что группа, прибывшая на хадж, не возвращалась обратно до тех пор, пока все ее учатники не приведут в исполнение все предписания хаджа. К примеру, если одна из женщин в группе находилась в состоянии критических дней, то вся группа ждала окончания этого состояния и совершения после этого обхождения Каабы этой женщиной. И только после этого группа возвразалась.Но в наши дни положение изменилось. Поскольку женщина в критические дни не может совершить обхождение (Каабы), а группа не может ее ждать, то она может либо вернуться с группой, не совершив обхождения, либо отстать от нее и вернуться самостоятельно, но уже совершив обхождение. Еще одно решение характеризуется как «невозбраняемое и не поощряемой шариатом» (мубах). Речь идет о том, что если группа останется в Мекке до окончания критических дней женщины, то она, в согласии с предписанием, совершает все обряды хаджа за исключением обхождения Каабы. После очищения совершает обхождение. Но если группа уезжает раньше, то женщины совершает обхождение в своем состоянии» (İbn Kayyım el-Cevziyye, İ’lamu’l-Muvakkıîn, Beyrut, 1986, c. 3, s. 25-40) (текст незначительно отредактирован. – Пер.).
Нам кажется, что это решение является адекватным для современных условий жизни.
8/11. Вопрос: Как мне кажется, в исламе нет ни одного другого камня, которому оказывается такое уважение, как Xаджеруль-эсведу [2]. Xорошо известно отношение ислама к идолопоклонничеству и ширку. Если это делается только в плане следования Посланнику, то в какой мере оно соответствует исламу? Точнее, такое отношение к камню и в самом деле обусловлено отношением к нему Посланника?
   
Ответ: Значение, которое придается камню
Xаджеруль-эсвед, не имеет отношения к идолопоклонничеству. Идолы помещаются между Аллахом и человеком в качестве средств, которые, как считается, приближают человека к Аллаху и будут его заступниками перед ним в Судный день. У камня Xаджеруль-эсвед такой задачи нет. Он показывает только начало обхождения Каабы, кружения вокруг нее (следует совершить семь обхождений или семь кружений, «кругов». – Пер.). Его целуют потому, что его целовал Посланник. Известны слова Омара (да будет доволен им Аллах): «Знаю, что ты – камень. Ни пользы нет от тебя, ни вреда. Если бы я не видел того, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) целует тебя, ни за что бы не поцеловал» (Buharî, Hacc, 50, 57, 60; Müslim, Hacc, 248, 120; Muvatta, Hacc, 36, (1367).
Xанзала передает: «Я видел покойного Тавуса (при обхождении Каабы). Когда он, приближаясь к Рукне (месту, где расположен Xаджеруль-эсвед), видел, что народа много, он не останавливался, проходил мимо. А когда было свободно, он три раза целовал (камень). Омар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поступал так (выделено нами. – А.Б.)» (Nesâî, Hacc, 148). 

Наш Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) говорил Омару (да будет доволен им Аллах) так: «О, Эбу Гавс, в тебе много силы. Не дави слабого. Если ты видишь угол (камня) свободным, подойди и поцелуй. А если нет, приведи такбир [3] и пройди» (Ahmed b. Hanbel, 1/23). 

В наши дни некоторые из тех, которые совершают паломничество хадж и умре, считают целование камня Xаджеруль-эсвед самой важной задачей для себя. Они не видят его происхождения из необходимости следования Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует. Это и есть здесь ошибочное. Оно преодолевается путем просвещения людей.

9/11. Вопрос: Думаю совершить хадж. Но денег не хватает. Можно ли взять кредит у банка на эту (недостающую) сумму?
Ответ: Кредит – это долг под проценты. А процент запрещен Аллахом. Даже если это для хаджа…
Xадж является обязательным предписанием, но совершается по мере возможностей. Так что не вводите себя в трудности…
 
10/11. Вопрос: Говорится о том, что хадж может совершаться в течение трех месяцев. Что скажете?
Ответ: В период хаджа имеет место не только сам этот процесс, но устраивается также торговля, проводятся различные мероприятия. Всё это совершается в течение известных с давних пор трех месяцев: зилькаде, зильхидже и мухаррам (по лунному календарю. – Пер.). Что касается хаджа непосредственно, то он имеет место только в месяце зильхидже, называемым еще и «месяцем хаджа», в его известные дни – с 9-го по 13-е число.
Всевышний Аллах так наставлял Ибрагима (да приветствует его Аллах) по данному вопросу:
«Объяви среди людей хадж (паломничество). Пусть они придут к тебе пешком либо на усталых от дальней дороги верблюдах. (Пусть придут), чтобы стать обладателями (свидетелями) благ (полезного) для себя. И чтобы они помянули имя Аллаха над животными, которых – в виде крупного и мелкого рогатого скота – Мы дали им для пропитания (содержания) (зарезали их. – Пер.). Ешьте из них и дайте поесть бедному, находящемуся в трудном положении. Затем пусть завершат остановку на Арафате, принесут свои жертвы и обойдут Старый дом (Каабе)» (22/27-29).
Этот мотив проходит и в следующем аяте:
«Для вас нет греха в том, чтобы искать вознаграждения Господа вашего (в период хаджа). Когда вы потечете после Арафата, помяните Аллаха у Мешар-и Xарама (место между Арафатом и Миной. – Пер.). Помяните его так, как это было показано вам. Воистину, вы и в самом деле были до сих пор на ложном пути» (2/198).
Событие, о котором говорится в аяте в форме: «Когда вы потечете после Арафата, помяните Аллаха у Мешар-и Xарама», имеет место в первый день Курбан-байрама (Праздника жертвоприношения. – Пер.). «Забрасывание шайтана камнями» начинается с первого дня Праздника и продолжается в последующие его дни. Аят таков:
«Помяните Аллаха в известные дни. Кто спешит и покинет (Мину) через два дня, на нем греха нет. А кто останется, на нем тоже греха нет. Это так для остерегаюшихся (богобоязненных). Остерегайтесь (бойтесь) Аллаха. Знайте, что вы будете собраны перед Ним» (Бакара, 2/203).
В первый день Курбан-байрама паломники забрасывают шайтана камнями, режут курбан (жертвенное животное. – Пер.) и, спускаясь в Мекку, обходят Каабу. Во второй и третий дни паломники в Мине продолжают забрасывать шайтана камнями. Если они остаются в Мине на четвертый день, то утром опять забрасывают шайтана камнями… При бросании камней следует говорить: «Бисмиллахи Аллаху акбар!» (Во имя Аллаха великого). На это указал наш Посланник.
Как уже отмечалось, хадж – это не только процесс поклонения (богослужения). Это еще и период торговли и различных мероприятий. Этот аспект освещается в нашей статье: «Торговля и мероприятия в период хаджа» (А.Б.), к которой мы рекомендуем обратиться (по адресу: suleymaniyevakfi.org (на турецк.).
11/11. Вопрос: Есть ли такая вещь, как забрасывание шайтана камнями? В последнее время в передачах на ТВ ученые говорят о том, что такого явления нет и что оно появилось позже. Что скажете на это?
Ответ: Забрасывание шайтана камнями основано на Коране, его аятах. Всевышний Аллах говорит так:
«Помяните Аллаха в известные дни. Кто спешит и покинет (Мину) через два дня, на нем греха нет. А кто останется, на нем тоже греха нет. Это так для остерегаюшихся (богобоязненных). Остерегайтесь (бойтесь) Аллаха. Знайте, что вы будете собраны перед Ним» (Бакара, 2/203).
Первый день Курбан-байрама называется yevm-ün-nahr (день жертвоприношения. – Пер.), его последующие дни (второй, третий и четвертый) – eyyam-ı teşrîk (дни молитвы после намаза как следование Сунне. – Пер.). В первый день Курбан-байрама паломники забрасывают шайтана камнями, режут курбан (жертвенное животное. – Пер.) и, спускаясь в Мекку, обходят Каабу. С возвращением в Мину первый день кончается и начинается второй. Остаются три дня Праздника, связанные с забрасыванием камнями шайтана в Мине. Каждый день после обеда паломники забрасывают камнями малого, среднего и большого шайтанов, как это делал Посланник. На этом хадж кончается. Обязанности паломников считаются выполненными.
Если паломник не допустит греха (греховного) в период хаджа, то он, как об этом сообщает аят (2/203), приходит в безгрешное состояние…
Забрасывание шайтана камнями может продолжаться и два дня, и три… При бросании камня следует говорить: «Бисмиллахи Аллаху акбар!» (Во имя Аллаха великого). Посланник показал нам это своей практикой.


[1] Приведенные соображения позволяют говорить о двух, как минимум, смыслах понятиях «хадж». В первом случае им характеризуется паломничество вообще, во втором – его конкретные виды (разновидности, формы). В данном случае называются четыре таких вида (Пер.).
[2] Xаджеруль-эсвед: камень на уго-восточном углу Каабы, показывающий начало движения при обхождении вокруг Каабы. Имеет 1.5 метра в высоту (от земли) и диаметр около 30 см. Яйцевидной формы. Имеет темно-красный цвет, близкий к черному. – Salim Öğüt (Салим Огут). Hacerülesved. İslam Ansiklopedisi, c. 14. TDV. İstanbul, 1996, s. 433-435).
[3] Такбир (пер.): «Аллах велик, Аллах велик. Нет бога, кроме Аллаха, которому следовало бы служить (поклоняться). Аллах велик и благодарность относится к Нему» (Пер.).

 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.