Кораника
Закят

Закят

1/18. Вопрос: для кого закят является обязательным предписанием?
 
Ответ: закят является обязательным предписанием для людей, достигших зрелого возраста, находящихся в злравом уме и имеющих требуемый материальный достаток (85 грамм золота или эквивалентное ему количество добра или более того). Закят уплачивается ежегодно как налог.
2/18. Вопрос: должны ли вдовы, разведенные и больные уплачивать закят?
Ответ: если они уплачивали закят, то должны уплачивать его и впредь. Больные, вдовы и разведенные не могут стоять в стороне от выполнения предписаний веры.
3/18. Вопрос: в некоторых случаях наши кредиты в торговле остаются неоплаченными. Можем ли мы их посчитать за закят и подарить должникам?
Ответ: да, можете подарить.
Всевышний Аллах говорит так:
«Если ваш должник находится в трудном положении, то вы подождите до тер пор, пока положение его не исправится. Подарить его – это для вас является более полезным (وان تصدقوا – посчитав его за милостыню или закят). Если бы вы только знали это!» (2/280).
Понятие, которое проходит в аяте, происходит из корня слова «садака» (милостыня). Но и в аяте, в котором говорится о группах людей, которым дается закят, использовано понятие из того же корня. Аят таков:
«Закят (انما الصدقات), в качестве предписания Аллаха, дается бедным, мискинам, служащим, которые собирают его, (а также) тем, кто подогревает души (людей к исламу). Он расходуется для рабов, должников, для тех, кто находится на пути Аллаха, и для застрявших в пути. Аллах – знающий, принимающий верное решение на месте» (9/60).Если соотнести эти два аята, то легко понять, что долг может быть прощен должникам как зекят.
4/18. Вопрос: отец мой купил участок за 180 тыс. лир. Потратил еще 300 тыс. лир. И построил 5 квартир, которые продал с прибылью. А есть у него еще участок за 250 тыс. лир (с торговой целью).
Как платить ему закят: со стоимости или с прибыли после продажи?
 
Ответ: он уплачивает закят после продажи квартир из налдичных в качестве 1 / 40.
Он уплачивает 1 / 40 часть с 250 тыс. лир стоимости участка по ее сегодняшней цене. Если у него есть долг, то его надо вычесть из суммы, с оставшейся части надо платить зекят.
5/18. Вопрос: могу ли я дать закят своей замужней сестре?
Ответ: считается более добродетельным давать закят родственникам, которые могут дать его и тебе. Закят дается нуждающимся в последовательности: брату, сестре, дяде и тете и другим подобным близким родственникам, соседям и т. д.
По этой причине если ваша замужняя сестра вправе получать закят (согласно предписаниям веры и в случае, когда у нее самой нет возможности давать его), то вы можете дать его (закят) ей. 
6/18. Вопрос: есть ли закят у акций?
 
Ответ: акции бывают двух видов:
 
1. Одни – это те, которые участвуют в биржевых сделках. Они считаются элементами (средствами) торгового процесса. Потому с них взимается закят в отношеии 1 / 40.
 
2. Другие – это те, которые не участвуют в биржевом процессе. Для установления их закята следует исходить из бюджета. После вычета из него стоимости основных средств, остается доля пайщика. Из нее и платится закят.
 
К примеру, человеком является пайщиком (владельцем акций) фирмы, бюджетная стоимость которой составляет, скажем, миллион лир. Из них 600 тыс. составляют здания, машины, оборудование и др. С их вычетом (вычетом их стоимости) остаются 400 тыс. лир. Из них на долю пайщика приходится, скажем, 100 тыс. Она и является основанием для исчисления закята.
 
7/18. Вопрос: у человека нет квартиры. Он старается, но пока ничего не получается. С другой стороны, у него есть собранное золото. Если они переходят меру, начиная с которой следует платить закят, обязан ли он платить его?    
 
Ответ: если есть деньги или золото, превышающие порог закята, то его надо платить. Налог составляет 2,5%. И это не зависит от того, предназначены ли эти деньги для приобретения квартиры или для каких-то других целей.
 
8/18. Вопрос: дается ли закят людям с нарушенной психикой?
 
Ответ: эти люди не могут адекватно воспользоваться им. Потому закят дается их попечителям, естественно, с условием, что он будет потрачен на нужды и потребности опекуемых ими лиц.
 
9/18. Вопрос: можно ли дать закят обучающимся брату и сестре? Можно ли дать закят дочери старшего брата жены?
 
Ответ: как уже отмечено выше, закят дается нуждающимся в последовательности: брату, сестре, дяде и тете и другим подобным близким родственникам, соседям и т. д. С этой точки зрения если ваши брат и сестра входят в число получателей закята (по вере), то есть они не являются богатыми и у них нет состояния, начиная с которого начинает оплачиваться закят, – то вы может дать им закят.
Человек может дать закят на тех же условиях и дочери старшего брата жены.
В заключение отметим следующее. По нашей вере (то есть в исламе) человек, как мусульманин, считающийся состоятельным (богатым), с одной стороны, обязан смотреть за своими родителями, дедушкой и бабушкой, женой, детьми и внуками. С другой стороны, он не может дать закят тому, кто – опять же по вере – считается богатым. За пределами этого он может дать закят каждому. То есть каждому, кто опять же не считается богатым по предписаниям веры (ислама).
10/18. Вопрос: педагог получает в месяц (в среднем) 1600 лир. У него двое детей-учащихся. Один получил право учиться в университете. Можно ли, чтобы ему закят дал его дядя?
Ответ: в отношении закята Аллах говорит так:
«Закят (انما الصدقات), в качестве предписания Аллаха, дается бедным, мискинам, служащим, которые собирают его, (а также) тем, кто подогревает души (людей к исламу). Он расходуется для рабов, должников, для тех, кто находится на пути Аллаха, и для застрявших в пути. Аллах – знающий, принимающий верное решение на месте» (9/60).
В аяте на первом месте стоит «бедный», то есть чекловек, покрывающий только свои жизненные потребности и не имеющий средств, облагаемых закятом. Если даже у этого человека есть свой дом и вещи (для быта) и даже деньги в рамках его долга, он всё равно считается бедным.
В исламском праве (шариате) есть понятие «нисаб». Оно означает меру и количество в отношении к некой вещи (процессу). По отношении к закяту оно означает сумму, начиная с которой выплачивается закят. Для золота она составляет 85 грамм и выше.
Если у педагога, о котором вы говорите, после удовлетворения им своих жизненных потребностей (еда, квартплата, коммунальные, расходы на обучение детей и др.) остается в руках названная сумма, то ему надо выплачивать закят, а если не остается, с учетом и того, что никаких других доходов или состояния у него нет, то – не надо. В этом случае дядя его детей может дать ему и детям закят.
11/18. Вопрос: я являюсь госслужащим с 30-ти летним стажем. Имею старую машину местно производства (1995г.). Никакого движимого или недвижимого имущества больше не имеют. Живу на аренде. У детей уже свои семьи. Со мной остается одна дочь-школьница… Думаю купить квартиру с выходом на пенсию. Для этого начал собирать деньги… Должен ли я платить закят?.. А еще у меня столько расходов (квартплата, кредиты, еда, коммунальные и пр.)…
Ответ: как уже говорилось по этому вопросу, платить закят следует только тому, состояние которого, после оплаты им основных потребностей и долгов, составляет 85 гр. золота и более. Закят составляет 2,5% от суммы, которая остается на руках. Сбережения входят в эту сумму. Потому они подлежат налогооблажению закятом. Или проще – с них следует платить закят.
 
12/18. Вопрос: между золотом и серебром и, скажем, большим рогатым скотом, если рассматривать их через призму закята, есть большое различие. Так, рыночная цена, скажеми, 30-ти коров составляет 30-40 тыс. лир, в то время как для 85-ти грамм золота она составляет 2 тыс. лир. Разве это нормально? Разве не нуждается этот вопрос в исследовании?
Ответ: золото и серебро являются деньгами. Они должны быть в постоянном обращении. Чем выше скорость обращения, тем больше потребностей они удовлетворяют. Так, если 100 грамм золота в течение месяца 100 раз меняют руки, то они выполняют работу 10-ти килограммов золота. Но человек может и отложить свое золото в сторону и не пользоваться им. Но от денег, которых нет на рынке, ни для кого никакой пользы нет. Закят возвращает деньги на рынок.
К скоту это не относится. Он нуждается в постоянном уходе. Но его продукция (молоко, мясо и др.) обязательно доводится до потребителя через рынок (торговую сеть). В этой форме она удовлетворяет и определенные потребности людей. Поэтому для скота нет закята. 
Эту систему можно уподобить системе поддержки. Как известноб сельское хозяйство и животноводство пользуются господдержкой… Для денег, как отмечено, важно, чтобы они были в постоянном обращении. Их хранение «под подушкой» ложится тяжелым бременем на рынок, а значит и на людей…
13/18 Вопрос: может ли женщина дать закят своему мужу?

Ответ: по мнению Имама Азама масхаба (веронаправления) Ханефи (то есть самого Ханефи. – Пер.) женщина не может дать закят своему бедному мужу. Ибо они связаны взаимными интересами. Но другие первые лица из этого же масхаба (Имам Мухаммед и Эбу Юсуф) считают, что может дать. Это связано с тем, что в то время как муж обязан содержать жену, жена не обязана содержать мужа… Нам представляется, что именно это мнение и является верным.

 

 

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.