Кораника
Коран / 105 (продолж. 5)

Коран / 105 (продолж. 5)

Сура 105. СЛОН (АЛЬ-ФИЛЬ) (продолж. 5)

 

7. Коран: аяты 105/3-4 (3-5). Сиджиль и эбабиль

 

Как уже отмечено, указанные аяты являются фокусом суры. Их адекватное осмысление делает возможным и адекватное понимание всей суры. Это тем более важно, что в суре описывается исторический процесс и непосредственное участие в нем Аллаха. И даже не участие, а прямое его осуществление Аллахом. Это можно понять и как способность Аллаха реализовать свою волю в желаемом месте и в желаемое время. А это есть уже один из фундаментальных принципов коранического мышления. По этой причине названные аяты и сура в целом несут исключительное значение для понимания всего Корана, а вместе с ним и самого Аллаха, его возможностей и отношения к людям…

 

В аятах проходят два понятия, особо важные для нашего случая. Одно из них «сиджиль» (سِجِّيلٍ) (проходит в аяте 105/4), другое – «эбабиль» (о нем говорится чуть ниже) [1].

Сиджиль. Можно считать общепризнанным мнение о происхождении этого арабского понятия из пехлевийского (староиранского) понятия «sengi gil» (приводится написание на англ.).

В современных арабских словарях (Лисан-уль араб, Муфредат) «сиджиль» понимается как: очень твердый, камень (происходящий) из земли (подобный земле), окаменевшая земля и т. д.

Согласно мнению, приписываемому Ибн Аббасу, он характеризует сиджиль как испеченную, как кирпич, жижу земли [2]. Сразу вслед за этим о сиджиле говорится как имеющим (или могущим иметь) и небесное (космическое) происхождение [3].

В силу этого у сиджиля появляются два значения. Это – твердый камень, который падает с неба и который может иметь как (1) земное, так и (2) космическое происхождение, если говорить современным языком.

Оба случая и в самом деле имеют место в нашей жизни. С неба могут падать камни, поднятые, скажем, (1) воздушными завихрениями, (2) выброшенные вулканом и (3) космического происхождения.

Для уточнения происхождения камней в данном случае можно было бы принять во внимание следующие обстоятельства: (1) они падали с неба в массовом, так сказать, количестве, (2) обладали большой пробивной силой, (3) были испекшимися или твердыми как после испечения или, еще, испекшимися потому, что были горячими. Всем этим условиям одновременно удовлетворяют камни, выброшенные вулканом. А есть здесь еще и дополнительный аргумент. Это – историческое свидетельство.

Еще одно свидетельство в пользу вулканического происхождения «камнепада», как на это указывает М. Байрам, может быть связано с понятием  сиджин и еще с одним смыслом понятия сиджиль. Речь идет о понимании сиджина как магмы, а сиджиля – как лавы [4].

Наряду с этим укажем и на современные понятия, используемые в нашем случае:

– магма: صُهارة (сухара, suhara),

– лава: حمم (хумем, humem),

– вулкан: بركان (буркан).

 

Кроме рассматриваемой суры (105) понятие сиджиль проходит в Коране еще в двух местах: сурах Xуд (11/82) и Xиджр (15/74) [5]. В них обоих описывается одно и тоже событие – уничтожение сиджилем (испекшейся жижой земли или глиной) грешного общества Лута. Аяты повторяют и дополняют друг друга.

 

Xуд (11/82): «Когда поступил наш приказ, мы перевернули землю верх дном (сделали глубь земли ее верхом) и засыпали их (твердыми) обоженными из жижи (земли) (или глины) [6] камнями (сиджилем)» [7]. Камни падали дождем: «Мы пролили на них дождь» (7/84). Дождь из камней или камнепад дождя! Спастись от него не было никакой возможности!.. Потому Аллах и говорит: «Посмотри же, каким был конец грешников!» (7/84).

Xиджр (15/74): «Мы перевернули этот город верх дном и засыпали их (твердыми) обоженными из жижи (земли или глины) камнями (сиджилем)».

Дополнительное разъяснение аята содержится в предшествующем ему содержании суры… Посланцы от Аллаха (ангелы) пришли к роду Лута (Лота) и сказали Луту так: «Выведи среди ночи свою семью и сам иди вслед за ними… Ступайте туда, куда вам приказано» (65). «И обявили ему (волю Аллаха): к утру прекратится их род (продолжение) (они будут уничтожены)!» (66) (15/65-66). «А на восходе солнца их поразил страшный звук (гул) (73). Мы перевернули этот город верх дном и засыпали их (твердыми) обоженными из жижи (земли) камнями (сиджилем)» (74) (повторно) (15/73-74).

 

Здесь есть исключительно важный для нашего случая момент, порой недооцениваемый. Он связан с планированием события и принятием мер в отношении уверовавших, которых Аллах спасает от наказания-уничтожения. Напомним: «Когда поступил наш приказ, мы перевернули землю верх дном…» (11/82). Аллах говорит о приказе, поступившим от него. Любому приказу предшествуют известные события… А перед этим к Луту пришли посланцы от Аллаха и предложили ему ночью вывести свою семью (см. 15/65-66). А утром поселение было уничтожено (см. 15/73-74)… С такой точностью и тщательностью планируется событие, которое представляется нам случайным и неожиданным… А сегодня это можно было бы оправдать еще и ссылкой «на сейсмичность региона»…

Интрересно, что событие планируется до отдельных лиц. К примеру, жену Лута Аллах отверг: «И только семью Лута мы спасем целиком (59), кроме его жены. Мы решили, что она останется позади (60)» (15/60-61).

Обобщая тему, Аллах приводит пример верующих и неверующих женщин (жен). В качестве неверующих он указывает на жен Нуха (Ноя) и Лута (Лота). Им уготовлен огонь (см. 66/10). А в качестве уверовавших названы жена Фараона и Марьям (Мария), дочь Имрана, мать Исы (Иисуса) (см. 66/11-12). Жена Фараона сказала: «Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в раю возле тебя и спаси меня от несправедливых людей!» (см. 66/11). А дочь Имрана Марьям (Мария) «сберегла целомудрие. И Мы вдохнули в нее [8] от нашего духа» (см. 66/12). Так выясняется, что Марьям удостоилась чести быть матерью Пророка по причине своей чистоты и непорочности [9]. А потому совершенно беспочвенны все заявления о ее распутстве у поздних авторов. К тому же они вступают в противоречие с тем, что говорит об этом Аллах. За это им придется нести ответственность перед ним. По этой же причине Марьям остается образцом чистоты, непорочности, преданности и покорности Аллаху. Он так и говорит о ней: «Она подтвердила слова и книги Господа своего (или уверовала в них) и была одной из покорных» (66/12). Разве Аллах может сказать столь прекрасно о порочном [10]?!

Еще один момент в приводимых рассуждениях непосредственно связан с нашей темой. Это момент планирования события (явления) свыше. О нем уже говорилось выше. Но приведем еще один пример. Когда ангел сказал Марьям о том, что ее ожидает (см. 19/16—19), «она сказала: «Как у меня может быть мальчик, когда меня не касался мужчина и я не была блудницей» (20). Он сказал: «Вот так! Господь твой сказал: «Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже решено» (21) (19/20-21)… Это дело уже решено!.. Аллах принял решение и послал ангела для его исполнения… Значит – быть ему! И никаких преград для него уже не существует! Так случилось и в этот раз… Важно и то, что речь идет о мальчике. То есть Аллах определяет и пол ребенка. В другом месте он говорит так: «Богатство небес и земли принадлежит Аллаху. Он создает желаемое. Одаривает желаемого девочкой, а желаемого мальчиком» (42/49) (см. также 42/50)…

 

(Продолж. следует) 


[1] На них обращает внимание и М. Байрам (см. цит. кн., сс. 14-19).

[2] См. М. Байрам. Цит. кн., с. 16.

[3] См. там же, сс. 16-17.

[4] М. Байрам: «Магма внутри земли называется в Коране «сиджин», а с выходом на поверхность – «сиджиль» (цит. кн., с. 16 и послед.).

[5] На это указывает и М. Байрам (см. цит. кн., сс. 15-17).

[6] Обжигу подвергается глина, но первоначальный ее вид – это «земля, разбавленная водой» или «жижа», «пастообразная земля». Но и «жижу земли» надо отличать от «обжигаемой земли». Обжигается, как отмечено, «глиновая земля» или просто глина.

См. сюда также примечание под заголовком «Испеченная (обоженная) глина», приводимое в главе: 6. Чудо. Чудо-птицы или воображаемое чудо (продолж.). Птицы по Корану (а).

[7] См. сюда также пер. и комм. аятов 11/82-83 у А.Ю. Али (см. цит. пер. Корана, с. 556).

[8] См. ниже: * Мы вдохнули в нее.

[9] См. сюда также аяты 19/16-35.

[10] Марьям входит в число «совершенных женщин», в состав которых, кроме нее, входят еще жена Фараона Асия, Xадиджа, жена Посланника Мухаммеда и Фатима, его дочь (см. А.Ю. Али. Цит. пер. Корана, 66/11, прим. 5549, с. 1474). «Фараон – образец высокомерия, безбожности и греха. Поскольку его жена сохранила свою веру, ее смирение, покорность и праведность были, конечно, большой духовной победой» (там же).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.