Сура 105. СЛОН (АЛЬ-ФИЛЬ). 7. Коран: аяты 105/3-4 (3-5). Сиджиль и эбабиль (продолж. 5.2)
* Гиль и гель
То, что проходит как «gil» в выражении «seng—i (~u), вошло в русский как «гель» [1]. Гель (как понятие и продукт) широко используется в химии и химической технологии, а также в других областях науки, техники, жизни и практики. В качестве одного из последних применений геля, представлющих интерес и для нашего случая, приведем следующие два извлечения из интернета (1, 2) (оба текста имеют одну и ту же тему) (тексты приводятся с сокращениями).
1. «Британские военные намерены применять для защиты от вражеских пуль специальный гель, способный затвердевать при ударе… Как ожидается, скоро гель начнут использовать при создании солдатских касок. Это значительно улучшит защиту военнослужащих: гель способен вдвое уменьшить кинетическую энергию при попадании пули или осколка…
При мощном ударе «умные молекулы» геля d3o позволяют веществу перейти в твердое состояние, поглощая за счет этого энергию, поясняет автор разработки Ричард Палмер. Уже сейчас новый материал используется в снаряжении для спортсменов: например, для любителей горнолыжного спорта и верховой езды.
В случае, если гель действительно станут применять в армии, «гибкая броня» со временем позволит избавить солдат от используемых сейчас неуклюжих бронежилетов» (Британские военные будут защищаться от пуль с помощью затвердевающего геля». – http://www.newsru.com/world/02mar2009/d3o.html).
2. «Жидкую броню» создали военные специалисты из американской компании Armor Holdings. Революционная по своей концепции броня используется в новом поколении бронежилетов, которые поступят в будущем году в военные подразделения США в Ираке.
Броня сделана на основе новейших разработок с использованием нанотехнологий. Защитный материал представляет собой жидкость, которая находится между слоями традиционного бронежилета. В месте попадания в него пули или осколков снаряда под воздействием удара происходит моментальное превращение жидкости в сверхтвердое вещество. При снятии внешнего энергетического давления последнее вновь переходит в жидкое состояние…
Новая технология может пригодиться и в гражданских целях — для работы спасателей, каскадеров и для обеспечения безопасности водителей автомобилей» (Американских солдат оденут в революционную «жидкую броню». – http://www.newsru.com/world/07aug2006/liquidjacket.html).
* Мы вдохнули в нее
Последнее предложение (аята) мы перевели как «Мы вдохнули в нее». А есть еще и перевод: «Мы вдохнули в него», то есть в Иисуса (см. А.Ю. Али. Цит. пер. Корана, 66/12, с. 1474). Проводится параллель с Адамом (см. там же, прим. 5552) со ссылкой на аят (15/29). Приведем его: «Когда же Я придам ему (Адаму) соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц 1953» (15/29). В этой параллели есть известный смысл. Но есть здесь и очевидное различие. Адам – это первочеловек, а Иса – человек, создаваемый уже по сложившемуся механизму воспроизводства человека. Если считать, что «начальный пункт» в этом вопросе остается за Аллахом, то последующее развитие уже подчиняется этому механизму. «Вдутие духа» совершается на определенной стадии зрелости плода (15-16 неделе внутриутробного развития) (более полно и подробно об этом говорится ниже). Если учесть все это, то «о вдутии духа» – в него или в нее – в данном конкретном случае можно говорить, как кажется, с большей определенностью…
* Быть несправедливым
Быть несправедливым можно в социальном смысле этого слова. Но можно быть несправедливым и по отношению к Аллаху. Эти аспекты очевидным образом связаны друг с другом. Уже с учетом этой связи можно делать акцент на одном из них. В данном случае акцент делается на несправедливости по отношению к Аллаху или несправедливом к нему отношении. А она заключается в отступлении от его условий и предписаний и подмене их своими, вытекающими из субъективных интересов. Упорное сопротивление и нежелание вернуться на путь означают «упорную несправедливость». А она наказывается «упорным наказанием». Иначе зачем Аллах подчеркивает это – что «Мы отомстили им»?.. Значит столь сильно они были несправедливы по отношению к Нему, что он так сильно и наказал их. И назвал это даже «местью»…
Быть справедливым по отношению к Аллаху, значит быть благодарным ему. Благодарным за всё, что он дает нам. А благодарный не только примет, но и примет к руководству… Именно такое отношение к себе и ожидает Аллаха. Это он и называет «благодарным». Благодарным и справедливым! А все остальные формы отношения к нему уже сами собой попадают в разряд «неблагодарных и несправедливых»…
Такая, вот, «двоичная» система!..
Явно рассчитана на умеющих считать «хотя бы до двух»…
* Оба они
Обобщая всё это, Аллах говорит так: «(О, Мухаммед) сообщи служителям моим: «Такой, вот, Я прощающий, такой милосердный (сочувствующий, поддерживающий) (49). Но и наказание мое является горьким наказанием (50)» (15/49-50). И Аллах приводит примеры этого «горького наказания».
И начинает с Лута (Лота) (см. 15/51-77) (а). Затем называет народ Айки (с посланником Шуайбом) (см. 15/78-79) (b) и народ Xиджра (самудян) (с посланником Семудом) (см.15/80-84) (о последнем мы еще скажем ниже)…
Интересующая нас тема («Оба они») находится в развитии мысли от Лута к народу Айки… Из анализа Корана следует, что Айка и Мадйан являются одним и тем же поселением (городом). В обоих из них посланником был Шуайб. Но опять же, характеризуя это поселение (город), Аллах в одном случае называет его как «Айка», а в другом – как «Мадйан» [2].
Если иметь в виду всё это, то под выражением «оба» (эти города), – с учетом приводимых аятов (15/61-84), – следовало бы понимать, в первую очередь, город Лута (Содом) и Айку (Мадйан) [3].
(Продолж. следует)
[1] Англ.: gel [dʒel] n. гель (m.) (Oxford Dictionary 6. – Из интернета).
[2] Мадйан и Айка в Коране:
– Мадйан: 7/85, 9/70, 11/84, 11/95, 20/40, 22/44, 28/22, 23, 45, 29/36;
– Айка: 15/78, 26/176, 38/13, 50/14.
Интересно отметить две особенности: (1) Мадйан и Айка никогда не перечисляются через «и», (2) уничтоженные поселения (города) называются в последовательности: народ Лута (Лота), Айка и послед.
[3] Отметим, что А.Ю. Али характеризует «оба» как «города равнин и обитатели Айки» (цит. пер. Корана, 15/79, прим. 1986, с. 650).
Свежие комментарии