Кораника
Коран / 105 (продолж. 2)

Коран / 105 (продолж. 2)

Сура 105. СЛОН (АЛЬ-ФИЛЬ) (продолж. 2)

           4. Мистификация события чудом (продолж.). Мышление чуда

…Что послужило основанием для искажения коранической мысли в направлении чуда и придания объективному кораническому знанию (сообщению) вида (формы) легенды (мифа), сочиненной народной фантазией? Прежде всего – это чудотворческая способность самого Аллаха. Вернее, способность, создавать явления за пределами нашего понимания… Это настолько глубоко впало в сознание людей, что любое непонимание в вопросе с Аллахом стали авоматически относиться к чуду, Его чуду. Дескать, непонятно потому, что творит Аллаха. И обратно, чудо нельзя понять. Ибо оно идет от Аллаха. Так и замыкается круг для познания. Потому желающие пресечь изучение некого коранического явления могут назвать его «чудом», чтобы пресечь возможность его постижения методом науки. Так поступают, к сожалению, и по отношению к суре 105. В случае некритического мышления на волне чуда может оказаться и научное мышление. К примеру, А.Ю. Али пишет следующее (в примечании «6272» к аяту (3), являющемуся, как отмечено, принципиальным в данной суре): «Чудесным образом огромные стаи птиц забросали всю армию камнями, которые уничтожили всех солдат Абрахи» (А.Ю. Али. Цит. пер. Корана, 105/3, 6272, с. 1684). Как видим, опять же слепо следуют коранической традиции в данном вопросе, совершенно не задумываясь над тем, «как это может быть и может ли быть вообще»? А если «не может быть», то «как может быть по-другому»? И это при том, что это «по-другому» само стучится в дверь своими фактами в течение всей истории, логикой Корана и всем образом и практикой нашей жизни…
…Сура содержит, как это можно видеть, всего пять аятов. Уже этого достаточно для того, чтобы быть внимательным и собранным «при каждом аяте». А тут еще первые два являются «беспроблемными». Нет проблем и с последним (пятым) аятом. Остаются два аята – третий и четвертый. На них и держится весь груз смысла суры. И если третий аят объяснять – вслед за коранической традицией – чудом, то и четвертый придется объяснять им же. Ибо они неотрывны друг от друга и продолжают себя друг с друге. Потому если объяснять один из них чудом, – теперь уже даже не имеет значения, какой именно! – то и другой придется объяснять им же. Ибо другого выхода здесь нет. И каждый в этом может убедиться сам. Благо, всё на виду!..
«При каких-то условиях» «птички» может и способны к войне с армией. Но тогда надо раскрыть эти условия. А без этого поверить во все это трудно. Времена «слепых чудес» кончилсиь. Обладателем права на чудо осталься один Аллах. А он положил запрет на чудо объективной закономерностью. Этот запрет он распространил и на самого себя. Но Аллах знает все много лучше и глубже нас. Потому он может заиграть на струнах этой закономерности в неизвсетной и невозможной для нас «тональности». Это и будет для нас чудом. Для самого Аллаха это станет продолжением его действий по установленной им же объективной закономерности…
На этом фоне трудно поверить в тезис об уничтожении армии птицами, не приводя сюда требуемых доказательств. И пусть никто не настаивает на этом. Пусть лучше подумает о том, как выполнить это условие доказательства. А если не может, то пусть перейдет к альтернативному суждению. Может оно поддержит его и окажется решением вопроса. А продолжать держаться за то, что за всю историю ничего ни дало уму-разуму за исключением слепой веры в него как в чудо, – это, простите, уже невозможно. Всю историю подчинили произволу чуда в понимании суры (105). Думается, что этого вполне достаточно. Теперь надо решать вопрос по-другому. Надо выбираться из тупика чуда и действовать так, как это велит Аллах. По Корану, логике вещей и фактам истории. Что может быть выше этого действия? Или действия по этим принципам? А если ничего более высокого уже не может быть, то остается только напрячь усилия…
 
Аллах предложил думать над его Словом. Сомнение и критическое мышление есть ответ на это предложение. Политивный ответ!.. А механическое его повторение и восприятие, механическое манипулирование им, – это можно делать и со ссылкой на традицию и мнение о том, что, дескать, «так принято!», – есть негативный ответ. Негативный потому, что «в мехническом случае» можно не заметить ошибки и искажения. А не заметив, выдать деформированную форму за сам оригинал… Впрочем, «не заметить» – это не то слово. Ибо механическое мышление на то и «механическое», что оно «не замечающее». То есть «не замечать» – это входит в само понятие механического мышления. Потому оно не может быть отвественным за содержание в плане ег истинности или ложности. Его дело повторить его таким, каким оно ему предложено. Е весь, тут, разговор!..
Потому в случае со Словом Аллаха речь идет о преодолении механического мышления или механистического принципа в его восприятии. Преодолеть его можно одним лишь способом – путем противопоставления ему мышления сомнения или критического мышления. Недаром, ведь, вся история познания призывает человека именно к этому мышлению (!). Оно уже не пропустит из воспринимаемого ничего ложного или абсурдного…
«Не пропустит» – это мало! Оно задумается над ним и попробует выйти из положения привлечением некой другой альтернативы или даже альтернатив. Рано или поздно оно найдет их. И тогда мышление взойдет на следующий уровень познания. Так критическое мышление или мышление сомнения, хорошо известное во всей истории мысли, переходит в следующую форму – в творческое или поисковое мышление, с реализацией которого связаны все успехи познания и прогресса.
Если взять все это «с начала», то получается так, что мышление сомнения как критическое мышление ведет приводит познание в движение и продвигает его по пути прогресса. Механическое мышление оказывается неспособным к этому. Оно просто копирует мышление как оно есть и не несет никакой ответственности за то, что копирует. Для нее важна копия как таковая. А есть в ней истина или ее там нет, это ее уже не интересует. Ибо к ней отношения не имеет. Если в оригинале есть истина, она будет механически перенесена и на копию. Если ее там нет, то не будет ее и в копии. Такова природа этого мышления. И за это с него нечего взять…
Мышление чуда имеет общие черты с механическим мышлением. Но и отличается от него. Механическое мышление консервирует оригинал. Но и мышление чуда тоже консервирует его. Но мышление чуда делает это по своей природе и независимо от себя. Оно сопротивляется движению познания пассивно, «тихой сапой». Мышление чуда делает это как механизм запрета на критическое, а тем боее творческое мышление. Оно сопротивляется прогрессу познания активно, со знанием дела. Потому сопротивляется воинственно и агрессивно. А когда чудо приписывается еще и Аллаху, то сопротивление это возрастает прямо-таки до бесконечности. Потому при столкновении с ним мысль останавливается уже сама собой. Иди и развивай ее после этого… Нечто подобное мы имеем и в случае с сурой 105…
 
Аллах способен на всякое чудо в силу своего всесилия. И ни у кого в этом вопросе нет и не может быть никаких вопросов и сомнений! Но у этого явления есть, как выясняется, и другая сторона. Она связана со спекуляциями на этой способности всесилия Аллаха. А там, где спекуляция, там обязательно искажение. В даннос случае это искажение Корана. Потому чудо, приписываемое Аллаху, не всегда такое, уж, и безобидное. За ним всегда может стоять отход от Корана…
Это – одно! Другое заключается в том, что при неадекватной трактовке чуда и мифо-мистифицирующем отношении к неу оно превращается в преграду разума. Оно закрывает ему доступ в истинную сущность явлений. Одновременно с этим консервируется и само искажение, квалифицируемое как «чудо»… Это опять же приходит в противоречие с Кораном, который, понятием «фытрата», требуется ориентироваться на принцип объективного познания.
В этом смысле в Коране – всегда и во всех случаях! – имеет место одно-единственное явление. Это – описанный объективным образом объективный процесс!.. Ничего другого в Коране больше нет!.. Но поскольку этот процесс принадлежит Всевышнему – в виде единого Бога иудеев, христиан и мусульман и всех других народов, которым дано ниспослание от Него и его Имени, – постольку для нас он раздваивается на два познавательных процесса. Одно из них мы способны познать своей наукой, а другое должны принять на веру. Это является условием Всевышнего, его требованием… Одновременно с этим открывается и понимание того, , почему Его Учение, будучи объективным познанием, является в то же время и Учением веры (эта мысль подчеркивается нами в продолжении изложения)…
А теперь пусть каждый задумается над вопросом о том, откуда берется это «запретительное чудо» или чудо, которое закрывает доступ разуму в суть вещей и делается преградой для него в познании… А до этого надо подумать еще и о самом чуде. Взять понятие в кавычки. И поставить вопрос о том, что это такое в условиях, когда у Всевышнего есть только один принцип – объективное познание, но раздвоенный для нас «на наше знание» и «веру»…
А если не делать всего этого, пытаться «скрыться» от разума «в чуде» или «спрятаться» от него «за чудом», то тогда с легкостью можно создавать такие конструкции и технологии, которым от души могут позавидовать даже создатели «вечных двигателей». Одну из них мы и находим в суре 105, интерпретируемой «ласточко-подобными», их «налетом» и «атакой»…
Чтобы отличать «вечные» двигатели от «невечных», воображаемое и мифическое от реального и разумного, Аллах устоновил меру и порядок вещей. Задал их природу и закон их происхождения и функционирования… Зачем он всё это сделал? Подумал ли об этом кто, когда создавалась версия птиц?.. Может ли покрыть «чудо» объективную закономерность, установленную в мире или быть вышее нее?.. Обо всем этом почему-то не подумали. А взяли и «запустили птиц стаями». Так захотелось!.. Другого объяснения этому нет!.. Мы еще не говорим о том, что ничего исторического во всем этом нет! Совершенно другая альтернатива по отношению к тому, что было на самом деле!.. Но может ли такое быть в Коране?.. Не подумали «о столь многом», что после этого вопрос о том, что может, а чего не может быть в Коране, не может даже прийти на ум. А если и придет, то, простите, как вопрос «о выпавшей из клюва горошине и ее влиянии на исход сражения»…
Ложные версии коранического текста, как отмечено, несут двоякую «неприемлемость». Они деформируют и даже разрушают «местный» текст (мысль) и отдаются эхом во всем Коране. В этом случае они деформируют и разрушают «далеко от места падения горошины» (1). А еще они являются преградой для разума. А преграда эта очень сильная. Ибо она пытается использовать авторитет и мнение Корана (2). Так ложная версия Корана поступает «дважды несправедливо» и «дважды-нарушаемо». Сначала она извлекает из Корана его собственное содержание и вычищает его от всего своего (на данную тему). Затем она вкладывает в него свой продукт, которым «запрещает» и за критику которого наказывает по своим силам… А критика ведется со стороны объективного познания. То есть опять же с коранических позиций…
Преследование и наказание за научное понимание Корана осталось, как кажется, в истории. Теперь же проблемой является преодоление деформированных фрагментов Корана, глубоко осевших в сознании людей и общественном мнении. Об этом говорят не всегда, но это тоже следует квалифицировать как одно из важнейших последствий деформации коранического содержания (текста и мысли)…
И здесь опять нельзя не вспомнить об этих самых «ласточках». Они и в нормальном полете «метают на нас». Правда, в этот раз не твердое, а нечто, простите, жидкое, точнее, разжиженное. Но сорочку всё равно приходится мыть… А если бы это было «твердое тело»?! Что тогда?.. Это знает Аллах!.. Потому и не метают птицы твердое! А только жидкое!.. Птицы понимают, что им «не воевать горошинами». Если, конечно, некто не сочинит нечто подобное из своей головы…
 
…Большего зла Корану, чем выведение его за пределы фытрата или контролируемого разумом объективного мышления (познания), – ему уже не принести!.. Это мышление фиксирует себя и в вере в слово Аллаха…
В условиях действия объективной закономерности всё подчинено ей и ничего не может быть за ее пределами. «Чудо», которое выводится за эти пределы, не принадлежит Аллаху. Оно навеяно собственным воображением…
«Чудо» как выход за Коран есть «факт его искажения» (1) и средство «консервации (сохранения, поддержания)» этого искажения (2). Избавление от него усложняется еще и тем, что оно лежит глубоко в недрах сознания и поддерживатся общественным мнением…
Там, где пытаются мыслить «чудом от себя», своего воображения, там останавливается и сходит на нет всё кораническое. Оно обнуляется. Против него выстраивается цепь ложного рассуждения. Она упорно ссылается на свои тезисы, выдавая ложное за кораническое… Никакие доводы порой ее неспособны переубедить… В таком случае следует открыть Коран и пыпытаться реконструировать ложное чудо общественного мнения ссылками на него самого, науку, жизнь и историю…
 
Как уже отмечено, подчеркнем это еще раз, в условиях объективной закономерности и «чудо» включено в нее и действует на ее почве и условиях. Об этом говорит Коран. Это мы видим и на себе, в своей жизни и практике. А если это так, то мы опять приходим к сформулированному выше выводу о том, что мы можем понимать явления «до глубины» нашего познания, обеспечиваемого методом науки. Но на этом пределе явления «не кончаются», они продолжают развиваться по тому же механизму объективной природы, меры и закономерности вещей. Чудо Аллаха лежит в этой сфере. Оно «не конфликтует с объективным». Просто оно лежит выше нашей способности понимания…
 
А есть еще и исторический аспект. То, что названо в данном случае чудом или выдано за него, происходит, простите, не «в безвоздушном», а в рельном пространстве. Значит оно происходит и в реальном времени, с реальными людьми, в определеной географической зоне, с реальными птицами и т. д. Эти птицы, кстати, не найдены и до сих пор. Они просто неизвестны науке!.. Не стыкуются «с птицами-воинами» и все другие аспекты события, если приложить к ним меру реальности. И после этого нам предлагают принять всё это. А еще и «давят» Кораном… Видимо, забывают, что пошел 21-й век… На это отвечают тезисом о «независимости Корана от времени», его «вневременном» характере. Это и в самом деле так. Но тезис, будем внимательны, относится к Корану (!). А не «к соломе», простите, которым набивают чучело…
Противостоять историческим фактам – вещь невозможная. Они как напор течения, которое способно осилить все преграды на своем пути. Потому и «не замечать» их можно только «до поры, до времени». А как придет время, уже ничего не поделаешь. Воображаемое вытеснится реальным… Эту задачу в наши дни решают коранические исследвания, пользующие методом объективного познания или методом науки. Так и становится понятным, что и как было на самом деле [1]. И вымыслу приходит конец…
Конец вымыслу означает возврат в реальность. Но это есть одновременно и возврат к Корану. Ибо событие описано в нем точно так, как оно было на самом деле. В том числе и в части птиц. Другого, собственно, и предположить нельзя!.. И понять это совсем нетрудно. Остается только удивляться тому, как долго не могли понять. И даже сокрушаться по вопросу о том, как можно было заблуждаться в отношении вещей, столь простых и естественных. А еще и упорствовать в своем заблуждении…

[1] М. Байрам предлагает организовать раскопки на месте события. Но идея пока не реализована… 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.